Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Эффекты нерелевантных звуков

Артикуляторное подавление за счет того, что испытуемых заставляют произносить «не относящееся к делу» слово, останавливает процесс вербального повторения. При этом эффект длины слова не проявляется. В отличие от эффекта фонологического сходства эта остановка происходит независимо от того, какое предъявление имеет место — зрительное или слуховое.

Если артикуляция блокирована, словесное повторение невозможно при любом способе предъявления, а следовательно, эффект длины слова не проявляется (Baddeley et al., 1975). Эффект длины слова чрезвычайно устойчив, но его интерпретация остается предметом дискуссий. Альтернативой предположению Баддли и соавторов, что данный эффект основан на исчезновении следов, поскольку на повторение и воспроизведение длинных слов требуется больше времени, является точка зрения, суть которой заключается в том, что более длинные слова одновременно и более сложные, что приводит к большей интерференции (Caplan, Rochon & Waters, 1992).

Авторы третьей интерпретации исходят из того, что длинные слова, имеющие больше компонентов, которые нужно запомнить, более подвержены фрагментации и забыванию (Neath & Nairne, 1995); более ранние сторонники этой интерпретации к настоящему времени уже отказались от нее (Hulme, Neath, Stuart, Shostak, Suprenant & Brown, 2006). Однако дискуссия все еще далека от завершения (дальнейшее обсуждение этого сложного г зпроса см.: Mueller, Seymour, Kieras & Meyer, 2003; Hulme et al., 2006; Baddeley, 2007). К счастью, хоть вопрос о том, что именно является причиной более высокой степени забывания длинных слов, исчезновение следов со временем или помехи соседних слогов, важен и он не имеет решающего значения для общих представ-лений о фонологической петле как о части многокомпонентной модели рабочей памяти.

Это действительно большая удача, ибо в течение последних сорока лет вопрос, с чем связано быстрое забывание — с исчезновением следов, интерференцией или и с тем и другим, — так и не удалось разрешить. Эффекты нерелевантных звуков Учащиеся часто утверждают, что лучше усваивают материал под звуки любимой музыки или под любимую радиопрограмму. Так ли это? Известно, что КВП на сочетания зрительно предъявленных цифр ухудшалась, когда испытуемых просили не обращать внимания на речь на не знакомом им иностранном языке (Colle & Welsh, 1976). Однако запоминание цифр не пострадало, когда нерелевантная иностранная речь была заменена неструктурированным шумом. Исследования в этом направлении были продолжены, и изучалось влияние смысла нерелевантного материала, для чего сравнивалось влияние произнесенных нерелевантных слов, имеющих смысл, и нерелевантных слогов, лишенных смысла, на запоминание сочетания цифр (Salame & Baddeley, 1982).

Выяснилось, что как имеющие смысл слова, так и лишенные смысла слоги оказывали одинаковое разрушительное негативное влияние, в связи с чем был сделан вывод о том, что смысл нерелевантного материала не имеет значения. Действительно, запоминание сочетаний цифр, когда в состав нерелевантных звуков входили названия цифр (one, two), происходило ничуть не хуже, чем тогда, когда предъявлялись те же самые фонемы, но в другом порядке и не в виде названий цифр (tun, woo).

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум