Основы психологии.
Эффекты новизны
Так, при тестировании способности регбистов вспомнить, с какими командами они играли в данном сезоне, их ответы четко продемонстрировали эффект новизны (Baddeley & Hitch, 1977). Поскольку не все спортсмены играли во всех играх, оказалось возможным оценить, что больше влияет на забывание — количество прошедшего времени или число промежуточных игр.
Выяснилось, что число игр является лучшим прогностическим фактором, а это означало, что полученные результаты нельзя объяснить на основании простой гипотезы угасания следа. Аналогичные длительно сохраняющиеся эффекты новизны были обнаружены при запоминании места парковки (Pinto & Baddeley, 1991), хотя, как это ни прискорбно, я должен признаться в том, что, по мере того как я становлюсь старше, даже новизна не всегда избавляет меня от растерянности на парковке возле супермаркета.
Тот факт, что эффекты новизны проявляются в столь разных ситуациях, в том числе и когда между предъявлением и воспроизведением проходят несколько секунд, заполненных обратным счетом, и когда проходят месяцы, позволяет пред-положить, что эффект новизны не ограничен какой-либо одной системой памяти, а отражает специфическую стратегию воспроизведения, извлекающую пользу из того, что легче всего вспоминаются недавние события. Когда вы в последний раз были на вечеринке? А какая вечеринка была до этого? А еще раньше? Я подозреваю, что легче всего вам будет вспомнить последнюю вечеринку, хотя, возможно, она и была далеко не самой веселой.
Большая доступность наиболее близких по времени событий данного типа может играть чрезвычайно важную роль в ориентации во времени и в пространстве. Когда во время путешествия вы останавливаетесь в новом отеле, как вы узнаете свое место нахождения, проснувшись? Или, уходя из отеля на обед, как вы запоминаете, в каком именно номере остановились, не путая с номером, в котором ночевали накануне или за двое суток до того?
Модели словесной кратковременной памяти
К концу 1960-х годов наметилась тенденция отказа от попыток интерпретировать КВП как единую систему в пользу интерпретации, учитывающей ряд взаимодействующих систем, одна из которых Краудер сравнивает свободное воспроизведение с различением столбов телефонной связи, расположенных на равном расстоянии друг от друга вдоль железнодорожного пути. Ближайший столб легко отличить от столба, стоящего за ним, но по мере того как столбы удаляются от нас, отличить один столб от другого становится все труднее (блок 2.2).