Основы психологии.
Объем памяти
Если окажется, что объем вашей цифровой памяти значительно меньше, чем вы, возможно, предполагали, не расстраивайтесь: как будет показано ниже, в этой простой форме она зависит от небольшого, но полезного аспекта системы нашей памяти, а не от общего интеллекта. Задание на определение объема цифровой памяти — классическое задание для оценки краткосрочной памяти, и в качестве такового оно предполагает хранение небольшого объема информации в течение непродолжительного периода времени.
Наиболее очевидный факт, касающийся объема цифровой памяти, заключается в том, что для большинства людей она ограничена шестью или семью цифрами, хотя есть люди, способные запомнить до десяти цифр и более. Но есть и такие люди, которым трудно запомнить четыре или пять цифр. От чего зависит этот предел и почему у разных людей объем цифровой памяти разный? Тестирование объема памяти требует двух вещей: запоминания объектов и порядка, в котором они были представлены. В случае цифр от единицы до девяти объекты нам уже прекрасно известны, так что тест становится практически тестом на запоминание порядка.
Если же я представлю вам последовательность цифр на языке, которого вы не знаете, например на финском, объем вашей цифровой памяти значительно уменьшится. Ведь вам придется запомнить не только порядок, в котором представлены цифры, но и порядок звуков, образующих финские названия цифр. Предположим, я буду использовать не цифры, а слова. Имеет ли это какое- либо значение? Если я постоянно стану предъявлять вам одни и те же слова, вы скоро запомните их и будете неплохо справляться с тестом. Но если я в каждом тестировании буду использовать разные слова, задание усложнится, ибо вам придется запоминать и сами слова, и их последовательность, но все-таки это будет легче, чем с незнакомыми финскими названиями цифр.
Как запоминается порядок? На этот вопрос не так-то легко ответить. Можно подумать, что каждый объект ассоциируется или связан с последующим, который, в свою очередь, связан с тем, который идет за ним. Этот процесс называется при-вязыванием. Проблема подобной интерпретации заключается в том, что, если цепь прерывается, потому что забыт один фрагмент, воспроизведение других объектов становится невозможным. На самом же деле, хотя вслед за ошибкой количество сбоев возрастает, следующее за этим снижение качества выполнения теста ни в коем случае не столь драматично, как предсказывает привязывание.
Как станет ясно из дальнейшего изложения, объяснение того, как мозг «запоминает» последовательность, остается спорным; ответ на него важен не только для запоминания слов и цифр, но и потому, что запоминание и воспроизведение последовательностей манипуляций принципиально важны для самых разных действий: от простого протягивания руки и хватания до действий тренированного спортсмена.