Основы психологии.
Нейронаука
Однако в последние годы этот подход был значительно обогащен данными нейронауки, изучающей вклад мозга в нашу способность к научению и запоминанию. Во всех главах этой книги представлены примеры того, как изучение нарушений памяти у больных людей стало источником информации о нормальном функционировании человеческой памяти.
В частности, проблемы, с которыми сталкиваются пациенты с нарушенной памятью, нередко способны поведать нам о функциях нашей памяти и о том, как может проходить их дальнейшее исследование. Нейропсихологические исследования пациентов можно разделить на две весьма широкие категории. Один подход связан с изучением таких специфических недугов, как болезнь Альцгеймера, основной отличительной особенностью которой является дефицит памяти. Однако подобный дефицит редко бывает «чистым». В действительности диагноз «болезнь Альцгеймера» предполагает, что дефицит памяти сопровождается другими когнитивными дефектами.
Поскольку количество и разнообразие этих дефектов велико, трудно выбрать, какой именно аспект когнитивного дефекта пациента связан с памятью, а какой — с другими проблемами. Подобные исследования болезни важны для ее понимания, для ее диагно-стирования и для ответа на вопрос о том, как помочь пациенту справляться с ее последствиями. Но по причине сложности интерпретации множества вносящих свой вклад факторов подобные пациенты менее ценны для развития и тестирования теории.
Источником информации, имеющей значительно большую ценность для теории, являются редкие случаи весьма специфического и чистого дефицита какого- либо одного конкретного аспекта восприятия. Прекрасным примером именно таких случаев является история болезни больного ГМ (Milner, 1966), страдавшего полной амнезией после операции на мозге в связи со стойкой эпилепсией. Этот случай важен по двум причинам: во-первых, он свидетельствует о важности для памяти области гиппокампа а во-вторых, потому, что дефицит памяти ГМ был ограничен эпизодической долговременной памятью.
Тот факт, что другие типы памяти у него сохранились, оказал большое влияние на последующее развитии теорий памяти. Но, несмотря на то что изучение местоположения связей у конкретных пациентов дает важную информацию, совершенно необязательно, что пациент с очень чистым дефицитом продемонстрирует специфическое анатомическое местоположение повреждения, и наоборот.