Основы психологии.
Проспективная память
Это привело к оживленной, хоть и весьма неплодотворной, дискуссии, ибо она была основана на ложном предположении, что психологи должны ограничить свои исследования либо лабораториями, либо миром, лежащим за их границами. Ценность представляют и те и другие исследования.
Разумеется, легче развивать и тестировать наши теории в контролируемых лабораторных условиях, но, если они мало или вообще ничего не говорят о том, как работает память в мире за пределами лабораторий, их ценность невелика. В общем и целом, попытки генерализации наших теорий оказались весьма успешными и, в свою очередь, обогатили теории. Одно из важных применений теорий — их использование для объяснения процессов памяти у таких групп населения, как дети, пожилые люди и пациенты с проблемами памяти.
Как будет показано ниже, эти группы не только демонстрируют надежность и полезность когнитивной теории, но и стали источниками новых способов ее тестирования и обогащения. Хорошим примером является изучение пациентов, страдающих полной амнезией, благодаря которому мы узнали о каждодневном значении эпизодической памяти и которое помогло разработать методы тестирования и реабилитации для клинических нейропсихологов, одновременно оказав большое влияние на теории памяти.
Второе важное преимущество выхода за пределы лабораторий заключается в осознании того, что некоторые очень важные аспекты памяти не были охвачены существующими теориями. Результатом этого осознания стали новые теоретические достижения. Примером может служить изучение семантической памяти, толчком для которого, как уже отмечалось выше, послужила попытка компьютерщиков разработать программы, способные понимать язык (Collins & Quillian, 1969).
Еще одна область очень активных исследований, вызванных практической необходимостью, — свидетельские показания, ибо стало понятно, что неспособность представителей правосудия понять пределы человеческой памяти потенциально может привести к очень серьезным судебным ошибкам (Loftus, 1979). В результате идентификации практических проблем, оставшихся вне «зоны внимания» теорий, сформировались другие области исследований. Хорошим примером может служить проспективная память, или память на намерения.
Такое использование памяти имеет огромное практическое значение, но в течение многих лет проспективная память не привлекала внимания исследователей, ибо она отражает сложное взаимодействие памяти и внимания. Подобные проблемы, рассмотренные во второй половине этой книги, проиллюстрируют широко распространенный ныне взгляд на то, что теоретический и практический подходы к памяти не соперники, а союзники.