Основы психологии.
Имплицитная память
Например, я знаю, что Мадрид — столица Испании, не только потому, что мне говорили об этом в школе, но и потому, что многократно слышал об этом в разных документальных и новостных передачах; к тому же мои знания были подкреплены посещением Мадрида.
В соответствии с ролью, которую приписывают эпизодической памяти в формировании семантической памяти, находится и тот факт, что многие пациенты, страдающие амнезией, испытывают трудности в формировании новых семантических знаний. Как правило, они не знают ни имени нынешнего президента, ни какой сейчас год, ни какие команды лидируют в их любимом виде спорта. Это позволяет предположить, что хотя семантическая и эпизодическая память, возможно, связаны с разными системами, они взаимодействуют (Tulving, 2002).
Имплицитная память Больные, страдающие амнезией, демонстрируют не только сильно нарушенную эпизодическую память, но также и весьма заметно ослабленную способность пополнять запас знаний о мире. Однако есть ряд ситуаций, в которых они научаются с нормальной скоростью, и изучение этих сохранившихся способностей оказало существенное влияние на развитие представлений об имплицитной, или недекларативной, памяти. Некоторые из этих сохранившихся способностей представлены на рис. 1.5.
Одна из сохранившихся форм научения — простое классическое формирование условных рефлексов. Если за звуковым сигналом следует кратковременный «впрыск» струи воздуха в глаз, больные, страдающие амнезией, научатся моргать в ожидании этого «впрыска» (Weiskrantz & Warrington, 1979). Несмотря на то что научение больных проходит с нормальной скоростью, они не могут объяснить функцию сопла, из которого воздух поступает в глаз. Страдающие амнезией больные не способны овладеть моторными навыками, такими, например, как совершенствующаяся в результате практики способность сохранять контакт пишущего инструмента с движущимся световым пятном (Brooks & Baddeley, 1976).
Больные с ярко выраженной амнезией при определенных условиях способны также усваивать слова (Warrington & Weiskrantz, 1968). Авторы предъявляли своим пациентам перечень не связанных между собой слов, нужно было по нескольким первым буквам «догадаться», о каком слове идет речь, больные и здоровые испытуемые «догадывались», о каком из ранее представленных слов шла речь (например, по слогу «ме» нужно было догадаться о слове «,металл»). Пациенты полностью использовали преимущества своего прежнего опыта, хотя и не могли запомнить, что им до этого показывали какие-то слова, а это значит, что в их памяти что-то сохранилось.
Как будет показано ниже, этот феномен, известный как прайминг, встречается во многих перцептивных заданиях, как визуальных, так и аудиальных, а также в постепенном усовершенствовании более сложных действий, таких, например, как чтение слов справа налево (Cohen & Squire, 1980) или сборка пазлов (Brooks & Baddeley, 1976).