Основы психологии.
Эксплицитная память
Имплицитная память относится к ситуациям, в которых проявляются некоторые формы научения, претворяющиеся скорее в действия, нежели в явные воспоминания: например, езда на велосипеде или более легкое понимание почерка друга, потому что в прошлом нам часто приходилось сталкиваться и с тем и с другим. Ниже мы коротко расскажем и об эксплицитной, и об имплицитной памяти.
Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующих главах. Эксплицитная память Как следует из рис. 1.5, эксплицитная память образована семантической и эпизодической памятью. В 1960-х годах компьютерщики, пытаясь добиться автоматической обработки языка, столкнулись с тем, что в компьютерные программы необходимо включить некоторые знания о мире, представляющие смысл слов, подлежащих обработке. Это обстоятельство подтолкнуло психологов к изучению способа, который позволяет людям хранить подобную семантическую информацию. На конференции, посвященной этим новым направлениям, канадский психолог Эндел Тульвинг (Tulving, 1972) охарактеризовал разницу между семантической и эпизодической памятью, которая была немедленно принята научной общественностью и с тех пор широко используется.
Семантическая память — это система, хранящая знания о мире. Она выходит далеко за пределы простого знания смысла слов и охватывает такие сенсорные признаки, как цвет лимона или вкус чая. Она также включает общие знания о функционировании общества, о том, что нужно делать, когда входишь в ресторан, или как заказать билет в театр. По своей природе это общие знания, хотя, в принципе, они могут быть получены в результате единичного случая. Если вы узнали, что ваш старинный друг умер, это, скорее всего, станет частью ваших знаний об этом человеке, а следовательно, и частью вашей семантической памяти, хотя вы и можете совершенно забыть о том, где или когда вы об этом узнали. Если вы впоследствии вспомните, при каких обстоятельствах узнали печальную новость, это будет момент эпизодической памяти, лежащей в основе способности помнить специфические единичные эпизоды или события.
Следовательно, данное событие может быть зафиксировано в обоих типах памяти. Сам Тульвинг (Tulving, 2002) ограничивает использование термина «эпизодическая память» ситуациями, в которых вы действи-тельно вновь переживаете некий аспект оригинального эпизода, например свое удивление по поводу того, что ваш собеседник знал вашего старинного друга. Тульвинг называет эту способность ментальным путешествием во времени и подчеркивает ее ценность, ибо она позволяет нам как вспоминать и «заново переживать» индивидуальные события, так и использовать эту информацию для планирования своих действий в будущем, например для написания письма, выражающего соболезнование. Именно эта способность приобретать и извлекать воспоминания о конкретных событиях более всего нарушается у больных, страдающих амнезией.