Основы психологии.
Теории, карты и модели
Все это доказывает, что наша память не является единой глобальной системой и что на самом деле картина более сложная. В нескольких первых главах этой книги мы попытаемся рассказать о системах памяти и создать тем самым основу для восприятия последующих глав, посвященных тому, как эти системы влияют на нашу жизнь, как память человека изменяется на протяжении его жизни и что происходит, когда системы нашей памяти выходят из строя. Рассказывая о памяти, мы, разумеется, не можем обойтись без того, чтобы не представить читателям некоторые психологические теории.
Теории развиваются и изменяются, и для объяснения одних и тех же явлений разные люди пользуются разными теориями. Стоит лишь заглянуть в любой из современных журналов, посвященных проблемам памяти, чтобы понять, что сказанное относится и к ним. К счастью, между разными группами ученых, изучающих психологию памяти, существует определенный консенсус, хоть они и склонны пользоваться разной терминологией.
Поэтому мы считаем, что следует сказать несколько слов о тех теоретических положениях, которые определяют наш собственный подход. Теории, карты и модели Как должны выглядеть психологические теории? В середине XX века многие считали, что они должны быть похожи на теории, существующие в физике. Изучая поведение белых мышей в процессе обучения, Кларк Халл попытался использовать полученные результаты для создания общей теории научения, в которой научение как белых мышей, так и людей прогнозировалось с использованием серии постулатов и уравнений, составленных по примеру уравнений Исаака Ньютона (Hull, 1943).
В отличие от Халла его знаменитый оппонент Эдвард Толмен (Tolman, 1948) полагал, что крысы в результате активного «зондирования» образуют так называемые когнитивные карты, внутренние отображения среды их обитания. Активные дискуссии продолжались с 1930-х по 1950-е годы, после чего неожиданно прекратились. Обе стороны нашли, что следует признать некоторую проблему, которая выходит за пределы понимания простой связи между стимулом, воздействующим на крысу, и ее поведением научения, но похоже, что ни одна из сторон не знала, как решить проблему и изучить ее.