Основы психологии.
Экспериментальный контроль
А если люди в одной группе обладают более высоким интеллектом, чем люди в другой? Верно, что личностные различия могут влиять на эксперимент. Однако их можно проконтролировать путем случайного назначения людей в группы. Случайное распределение означает, что испытуемый имеет равный шанс попасть как в экспериментальную, так и в контрольную группу.
Рандомизация, или внесение элемента случайности, выравнивает личностные различия в обеих группах. В нашем музыкальном эксперименте этого можно добиться путем простого подбрасывания монеты: орел — и испытуемый оказывается в экспериментальной группе; решка — и он в контрольной группе. Это приведет к тому, что в каждой группе будет примерно одинаковое количество гениев или тупиц, голодных, страдающих от похмелья, высоких, меломанов ил и кого бы то ни было еще.
Влияние других внешних, или прочих, переменных, таких как количество времени, потраченное на занятия, пол испытуемых, температура в комнате, время дня, освещенность и т. д., также должно быть устранено. Но каким образом? Обычно этого добиваются, делая все условия (за исключением независимой переменной) в точности подобными для обеих групп. Когда все условия тождественны для обеих групп — за исключением наличия или отсутствия музыки, — тогда причиной различия в объеме усвоенных знаний должна быть музыка.
Причина и следствие. Теперь давайте подведем итог более формальным образом. В эксперименте две или более группы испытуемых подвергаются различному воздействию со стороны независимой переменной. Все остальные воздействующие на них факторы одинаковы. То есть для всех групп, участвующих в эксперименте, внешние переменные уравнены. Затем измеряют влияние независимой переменной (или переменных) на какое-то поведение (зависимая переменная). В тщательно контролируемом эксперименте независимая переменная является единственно возможной причиной любого следствия, обнаруживаемого у зависимой переменной. Это позволяет идентифицировать явные причинно-следственные связи.