Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Исследования Л. И. Анцыферовой

Позитивная роль возможности контролировать хотя бы некоторые сферы своей жизни в интернате для престарелых выявилась в одном из экспериментов, описываемых в указанной выше статье Л. И. Анцыферовой.  Исследование заключалось в следующем.  Обитателей (в возрасте от 65 до 90 лет) одного из благоустроенных интернатов разделили на две группы, перед каждой выступил директор.  Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время, как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению.  Сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами.

Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения.  Если кому- то понадобится помощь, она немедленно будет оказана.  В заключение няни вручали каждому участнику какое-нибудь красивое растение.

Таким образом, в выступлении перед первой группой директор выделял те области жизни, за которые они должны нести ответственность.  Тем самым обитатели интерната ориентировались на активную жизнь, на расширение контактов с окружающим миром, на проявление инициативы.  В речи перед второй группой директор делал акцент на ответственности персонала.

Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него.  Результаты бесед экспериментатора с ними сопоставлялись с наблюдениями обслуживающего персонала.

Эксперимент показал следующее.  Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими.  48% из них чувствовали себя более удовлетворенными жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми.  Во второй группе позитивные чувства выразили лишь 29% стариков.  Врачи и няни также отмечали значительную разницу между двумя группами.  По их оценкам 71% обитателей из второй группы стал более слабым и пассивным.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости.  В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали.  Это можно видеть на примерах выдающихся людей — ученых, художников; государственных деятелей и т. д.  Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет.  Тициан прожил 99 лет; в 95 лет он написал одну из лучших своих картин («Оплакивание Христа»).  И. П. Павлов прожил 87 лет и до конца жизни не прекращал научную работу.  Он создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет.  Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 лет — «Хаджи Мурат» .

Гете прожил 83 года, Ньютон — 84, Микеланджело — 89, и все они были активно деятельны до конца своей жизни.  А. Верди в 80 лет создал оперу «Фальстаф».  Писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и предпринимателями могут часто дольше выполнять свою работу.  Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

Как только речь заходит о достижениях более зрелой части человечества, становится ясно, что старческая мудрость может проявляться в мире вне зависимости от времени.  В любой мощной духовной культуре существует особый духовно-практический институт старчества.  Мы знаем об этом через такие имена, как духовник, старец, гуру аксакал.

В философской и психологической литературе выделяют мудрость как особый взгляд на жизнь, особое отношение к обстоятельствам и условиям своей жизнедеятельности.  Прошлое и настоящее рассматриваются личностью в контексте предельных, смысловых вопросов человеческого существования: места и назначения человека, смысла его жизни и смерти. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум