Психология развития человека.
Изменение формы со-бытийности молодых людей с другими
В кризисе юности происходит изменение формы со-бытийности молодых людей с другими. Впервые партнером для молодого человека становится все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. Индивидуализация общественных ценностей и деятельностных норм отношений с другими по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений.
Это — отношения в производственном и студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой. После долгих лет материальной и эмоциональной зависимости от родительской семьи и от первичных социальных групп молодой человек должен приспособиться к системе культуры и способа общественного производства. Любая неудача этого приспособления переживается не только как доказательство несостоятельности воспитания в родительском доме, но и как угрозу для будущей собственной семьи (потомства).
Ступень индивидуализации начинается с социального и профессионального самоопределения человека. Кризис рождения в новую ступень своего развития связан в том числе и с необходимостью опробовать различные роли взрослого человека, подтвердить правильность выбора профессии, адаптироваться к новому образу жизни, построить новые связи и отношения с другими.
В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще миру детства, и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18—23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности и оценивает ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с соответствующей дифференциацией профессиональных ролей.
Психологической основой кризиса юности является сравнение идеального Я с реальным. Но идеальное Я еще не выверено и может быть случайным, а реальное Я еще полностью не оценено самой личностью. Единственное средство снять это противоречие — творчески-преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир. Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. Жизнь нельзя ни отвергать, ни принимать целиком, она противоречива, в ней всегда идет борьба старого и нового, и каждый, хочет он того или нет, участвует в этой борьбе.