Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Достижение  самостоятельности

У подростков отсутствует ощущение подлинной, полноценной взрослости.  Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но они еще не знают, что из себя представляет это Я.  Подросток не может еще осмыслить себя, понять себя, свое место и предназначение в мире.  Отсюда — утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя.  Этот поиск принимает зачастую раздраженно-капризные формы, вносит конфликты в отношения подростков и взрослых.  Эмоционально-психологическая дистанция между подростками и родителями увеличивается: подростки демонстрируют потребность в обособлении, автономии от взрослых.  

Но обособление от родителей не означает отказ от ценностей и норм их жизнедеятельности, эмоциональный разрыв с ними.  Стремление к независимости означает потребность иметь собственные суждения, самостоятельно определять свое поведение.  Социологические исследования, проведенные в 1999 г.  среди московских подростков, выявили тенденцию роста значимости для них дома и семьи: «Большая часть респондентов (61,8%) воспринимают дом как свою важную базу для успешного жизненного старта.  В домашних условиях занимаются любимым делом 83,5%. . . , 92,6% опрошенных отмечают важность взаимопонимания с родителями» .

Исследователи отмечают весьма контрастную картину достижения самостоятельности мальчиками и девочками.  Желание освободиться от эмоциональной зависимости от родителей меньше выражено у девочек, чем у мальчиков.  В целом для девочек в этом возрасте характерны согласие с родительскими требованиями, озабоченность поддержанием эмоциональных отношений с семьей, склонность к воспроизводству образа жизни семьи, определение своих жизненных идеалов на основе родительских представлений.

Мальчики представляются более решительно противостоящими своей семье, в большинстве своем они склонны следовать внешним по отношению к своей семье моделям поведения и социальной жизни.  Они определяют свое будущее в терминах саморегуляции — через те действия, которые предстоит осуществить.  Группа сверстников используется мальчиком как средство поддержки его попыток достичь независимости — порвать с семейными правилами и достичь свободы; для девочки же группа сверстников в основном служит для проявления эмоциональных межличностных отношений.

Вместе с тем обостряющаяся у подростка потребность в автономии и самоопределении может приводить к конфликтам со взрослыми — с-родителями и педагогами.  Как правило, острота конфликта зависит от стратегии поведения взрослого.  Реальность опыта проверки себя дает ощущение реальности своего Я.  «Я есть!» — формула самоутверждения, утверждения самих основ существования своего Я.

Ответив на главный вопрос: «А есть ли Я?», нужно ответить на следующие: «Какой Я?», «Что я из себя представляю?» Подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе.  Для подростка резко возрастает значение групп сверстников.  Физические, психологические и социальные перемены в их жизни они стремятся обсудить с теми, кто переживает аналогичные чувства, т. е.  со своими сверстниками.  Круг ровесников играет основную роль в социальном развитии подростка.  В общении с ровесниками подросток испытывает себя и определяет — кто он есть и кем хочет стать.  Он фиксирует внимание на том, как он выглядит, какие черты его характера делают его популярным в различных группах сверстников.  В ходе интенсивного общения и взаимодействия в группах сверстников осуществляется интеграция получаемой о себе разнообразной информации в целостную непротиворечивую личность.

Межличностные отношения в группе и межгрупповые отношения сверстников позволяют подростку воплотить чувство Я и чувство взрослости в слова, поступки, в переживания, сделать эти смутные чувства заметными себе и другим.  Именно ценности и нормы подростковой группы дают подростку ответ на вопрос: «Что делать с этими чувствами?».

Подростковые группы помогают, с одной стороны, осознать себя через социальные роли и реализовать их в поведении и во взаимоотношениях с другими.  С другой — общность сверстников пытается полностью подчинить себе индивидуальное, «внутреннее», формируя его по уже готовым шаблонам поведения, мышления, отношения.  Эта общность и является тем пространством, на котором подросток строит образ себя, своего Я, наполняет его социально-психологическим содержанием.  В этом пространстве зарождается личность подростка.  Утверждение своей индивидуальности на данном этапе развития субъектности выступает одновременно и как утверждение личностного способа бытия.  Ведь их утверждение происходит в системе реальных связей и отношений с другими, когда подросток должен отстоять свое мнение, свой взгляд, определить свою позицию в сообществе. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум