Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет). " />
Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Ступень персонализации. Феноменология кризиса детства

Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет). Симптоматика кризиса детства (кризиса 7 лет) не так ярка и демонстративна в сравнении, скажем, с кризисом трех лет.  Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л. С. Выготский.  Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.  

«Негативное содержание этого возраста, — пишет Л. С. Выготский, — проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д. ».  Основное, что отличает ребенка переходного возраста, состоит, согласно Л. С. Выготскому, в утрате им непосредственности и наивности.  В поведении, в отношениях с окружающими ребенок становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

В качестве характерных симптомов кризиса семи лет Л. С. Выготский выделяет утрату детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, вычурного, искусственного, манерного, натянутого поведения.  «Ребенок, — отмечает Л. С. Выготский, — начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше.  В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута».

Анализируя особенности кризиса семи лет, Д. Б. Эльконин отмечает, что к концу дошкольного возраста дети утрачивают ситуативность реакций.  Если раньше ребенок поступал ситуативно, то теперь он уже предвидит, к чему могут привести его действия.  Ребенок живет не только в ситуативном настоящем, но ив будущем.  Поведение ребенка становится более независимым от наличных воздействий среды, более осознанным и произвольным.

Д. Б. Эльконин приводит такой пример.  Отец научил сына- дошкольника играть в шашки.  При этом ребенок все время проигрывал взрослому.  Мальчик расстраивался, однако огорчение быстро проходило, и на следующий день сын снова подходил к отцу с шашками.  С некоторого времени он перестал это делать.  Когда отец сам предложил сыграть партию в шашки, мальчик ответил, что он не хочет.  Отвечая на расспросы отца, пояснил, что он лучше сыграет с соседским мальчиком, который младше его и хуже играет, т. е.  он заранее переживает возможную неудачу и грядущие огорчения.  Ориентация на возможные последствия своего поведения составляет один из признаков кризиса семи лет. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум