Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психиатрия и наркология.
Основные детские страхи

Психика, как рефлекторная система, всегда ориентирована на избегание нежелательных воздействий внешней среды посредством механизма боли. Известно, что болевая реакция является сильнейшей безусловной реакцией, всегда сопровождающейся переживанием страха и ужаса. Эти переживания возобновляются (по крайней мере, негативная окраска эмоций) и при условно-рефлекторном воспроизведении болевой реакции. Физическая боль тоже воспроизводится в виде мышечных спазмов и других проявлений.

Например, страх у маленьких детей может вызвать громкий звук. Б. Уотсон и Р. Рейнер (Watson, Rayner, 1920), совмещая показ белых мышей с ударом в гонг, вызывали у ребенка обусловленный страх мышей. Выяснилось, что угасания этого страха после прекращения безусловного раздражителя (громкого звука) не происходит, в отличие от классического условного рефлекса. Более того, страх имел тенденцию к генерализации, то есть распространялся на кролика, белую шубу, лист белой бумаги и т.д. Позже, изучая природу социальных страхов, психологи пришли к аналогичным результатам.

Рассмотрим, как может образовываться условная реакция страха в ситуациях с падениями. В реальной жизни ничто не повторяется в той же самой обстановке несколько раз. Да и сама обстановка меняется. С рождения дети не боятся высоты, а когда начинают ходить — много падают. Например, один раз ребёнок упал и испытал боль, когда быстро побежал за кошкой, в другом случае упал со стульчика, а на улице — с детских качель. В каждой из этих ситуаций постоянно присутствовал только один условный сигнал — потеря опоры. На неё и вырабатывается условный рефлекс или реакция страха.

Какое же адаптивное значение может иметь страх потери опоры (невесомости), ведь ребёнок не осознаёт того, что он когда-либо терял опору и не предвидит этого в опасных ситуациях? То есть ввиду мимолётности, очень малой продолжительности случайного падения, страх потери опоры не осознаётся и, следовательно, в реальности не вызывает никаких осознанных реакций. Ответ на этот вопрос следует искать, скорее всего, в сновидениях. Те ассоциации, которые возникают при каждом падении: потеря опоры и кошка, потеря опоры и стульчик, потеря опоры и качели — рано или поздно выводят на тему потери опоры в сновидении, а значит — на тему падений. Отсюда — кошмары падений. Сон «усиливает» едва тлеющее ощущение опасности до таких масштабов, до такого страха падений, что дальнейшее обусловливание, то есть смещение на условный сигнал высоты, и страх высоты (акрофобия), уже не вызывают никаких вопросов. Как и важное адаптивное значение страха высоты для предотвращения падений. Возможно, «усиливающее свойство сна» является причиной трудного угасания социальных и других страхов (фобий).

Забегая вперед, отметим жесткую привязку основных (в детстве) сюжетов сновидений с проявлениями гравитации. Тот же страх падений, падающих предметов, страх тесных, закрытых пространств (клаустрофобия), связанный с опасностью обрушения укрытий — все свидетельствует об этом. Не исключая, конечно, и других страхов (боязнь темноты, одиночества, незнакомых людей, животных и др.). В частности, боязнь незнакомцев или животных вполне может возникнуть под влиянием кошмарных снов с преследованиями. Защитная роль таких страхов тоже очевидна.

Известно, что живущие в воде морские млекопитающие не имеют быстрой (быстрых движений глаз) фазы сна (Мухаметов Л., 1985), в которую и генерируются предупреждающие сновидения. Так как проявления гравитации в воде ослабляются (опасности, связанные с ней), то можно предположить, что сновидения и быстрая фаза первоначально возникли, наряду с другими причинами, как механизм предупреждения связанных с гравитацией опасных ситуаций, вероятность возникновения которых возрастала с появлением теплокровности и, следовательно, с повышением активности.

Бывает, что очень важные сигналы слишком слабы или кратковременны, но есть возможность предотвратить опасность. Тогда может сформироваться условная реакция на неосознанный раздражитель. Например, ориентация слепых людей в пространстве основана на том, что отраженные от препятствий неслышимые звуки вызывают условную реакцию сокращения мышц лица, воспринимаемую как холодок, прикосновение, затенение (Бериташвили, 1969). Условная связь возникает в результате нескольких столкновений. Возникающая боль всегда сопровождается сокращением мышц лица и шеи, чтобы отстраниться от препятствия.

Страх высоты, неизбежно возникающий при столкновении с реальностью, в некоторых ситуациях может и помешать удовлетворению жизненных потребностей. Поэтому страх высоты, возникший и усиленный в сновидениях, в сновидениях же и ослабляется. Например, когда возникает необходимость добывать плоды на высоком дереве, то взаимовлияние мотивации голода и эмоции страха высоты включает механизм сновидения, который начинает генерировать сны на тему чудесных полётов, захватывающих приключений в горах или бесстрашного лазанья по деревьям. Ослабленный (инвертированный) таким образом страх в сновидениях, уже легче инвертируется и в реальной обстановке: при наличии доминирующей мотивации страх высоты и падений начинает восприниматься как состояние эйфории, и страх преодолевается.

Аналогично устраняется и страх тесных пространств (клаустрофобия), связанный с возможностью обрушения укрытий. Когда всё чаще возникает необходимость укрыться от непогоды (мотивация избегания неблагоприятных воздействий), в сновидениях могут появиться сюжеты захватывающих приключений в пещерах, лабиринтах и т. д. Эти инверсии во сне ослабляют страх. Наяву, в соответствующих ситуациях, инверсия доводится до автоматизма и может происходить уже без видимой причины. Так, дети любят строить шалаши и домики и прятаться в них независимо от погодных условий.

Страхи преодолеваются по механизму инверсии, сублимации или девиации. Это всегда связано с возникновением новых, более сильных мотивов. Например, сублимацией можно назвать желание детей строить укрытия и прятаться в них, как и желание качаться на качелях, преодолевая страх высоты.

Консультация психолога, психотерапевта

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум