Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Игра как основа построения новой формы со-бытийности

Дошкольное детство - синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет). Дошкольное детство характеризуется построением новой формы со-бытийности ребенка и взрослого.  Складывание и развитие новой совместности взрослого и ребенка в дошкольном возрасте определяет закономерности и результаты психического развития детей.

К концу раннего детства происходит распад со-организованных предметных действий ребенка и взрослого.  В этот период у ребенка еще нет отчетливого понимания роли взрослого и его влияния, нет понимания и самого себя.  Поэтому нет и правил поведения, а есть лишь конкретная ситуация общения в процессе осуществления различных форм совместной жизнедеятельности со взрослым, в которой он выступает центральным звеном, а ребенок выполняет то, что требуется ситуацией.  Нет и проблемы послушания, обдумывания «сделать или не сделать», борьбы мотивов.  Ребенок действует непосредственно, т. е.  между ситуацией и действием нет промежуточных мотивационных звеньев.

Уже на рубеже раннего и дошкольного возраста (в кризисе трех лет) положение кардинально меняется.  С этого времени поведение ребенка опосредствуется образом действий взрослого.  Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосредствуют отношения ребенка к предметам и к другим людям.  Ребенок теперь не только видит отношения взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они («как большой»).  Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает появление деятельности в плане воображения.  Так возникает игра.

Заслуга культурно-исторического и психологического анализа детской игры в отечественной психологии принадлежит Д. Б. Эль- конину.  В структуре игры он выделил следующие компоненты: 1) роль, которую берут на себя дети, 2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними, 3) игровое употребление предметов, при котором реальные функции предмета замещены игровыми, 4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Центральным моментом, объединяющим все остальные стороны игры, является роль, которую берет на себя ребенок.  Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры.  Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми.  Поэтому основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.

Образцами поведения для ребенка служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения.  Он склонен подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.  Ребенок знакомится с жизнью взрослых многими путями — наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки.  В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих.  Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе.  Ребенок подражает как формам поведения, которые являются полезными для окружающих, так и неодобряемому, но эмоционально запоминающемуся поведению взрослых (распитие спиртного, курение, сквернословие и т. п.). 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум