Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Комплекс коммуникативных телесно-поведенческих средств

роизнесение звуков ребенком основывается на подражании.  Подражание выступает здесь как своеобразная форма общения и механизм развития речи.  Исследования Л. Ф. Обуховой показали, что содержание подражания ребенка в возрасте 2—6 мес.  составляют мимические и пантомимические движения, среди которых — высовывание языка, открывание-закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук типа махания, стучания, сжимания-разжимания кулака, хлопков в ладоши.  Предречевые вокализации ребенка имеют имитационный характер, они моделируют разные стороны речи взрослого — интонационную, ритмическую, фонематическую.  Подражание ребенка первого полугодия жизни вокализациям и мимическим экспрессиям взрослого, совершающееся по механизму эмоционального заражения, может быть понято как встречный со стороны ребенка процесс, вносящий свой вклад в построение специфичного для человека способа общения.

По своим основным процессам критическая стадия (кризис развития) в самом общем виде расслаивается так, что программа действий взрослого ориентирована на обособление (уход, невзятие на руки, нереагирование на плач, прямой запрет, замещение предметом и т. д.), в то время как программа поведения ребенка ориентирована на отождествление (улыбка, плач, гуление, двигательное возбуждение и т. д.).  Складывающиеся в этих процессах телесно-поведенческие коммуникативные средства (со стороны ребенка) и предметные воплощения (со стороны взрослого) ложатся в основу будущих дифференцированных двигательно-поведенческих систем — речи, предметных действий, ходьбы — как действительно социальных средств для подлинного, теперь уже глубинного психологического единства двух близких существ.

Наиболее существенным содержательным приобретением критической стадии является со стороны ребенка — комплекс коммуникативных телесно-поведенческих средств; со стороны взрослого — предметность (вначале — телесно-олицетворенная — сам взрослый, позднее — все более натурально-вещная — предмет-игрушка).  При этом способности формируются как принадлежащие одному из участников со-бытия, но ориентированные на другого: со стороны ребенка — способность быть коммуникативным для взрослого, со стороны взрослого — способность быть предметным для ребенка.

В ряде исследований отмечается, что на появление и голос взрослого ребенок демонстрирует максимум улыбок и вокализаций.  Выявлено, что ко взрослому отсутствует привыкание, при этом, чем пассивнее взрослый, тем активнее ребенок.  В свою очередь, к предмету у ребенка максимум сосредоточений и двигательных реакций, чем ярче предмет, тем интенсивнее.  Но к предмету есть привыкание, однако, если с ним действует взрослый, то реакция на предмет резко усиливается (даже на тот, к которому уже случилось привыкание); взрослый как бы придает ему новую, более сильную привлекательность. 

Все эти изменения существенно отличаются от многочисленных природно-органических проявлений ребенка в первом периоде развития.  Появляются действительно целостные телесно-поведенческие по своей «материи», но социальные («самостные») по своей функции новые органы субъективности.  Наиболее важную роль в этом процессе играет лицо взрослого и реакция на него ребенка; лицо другого — первый предмет и предмет всех предметов.  В критической стадии Другой становится для ребенка его всеобщим мотивом — всех его действий, всего его поведения.  Именно здесь формируется первая жизненная потребность (как требование ребенка) в постоянном, непрекращающемся соприсутствии взрослого в ситуации.  Все средства телесно-поведенческой активности и инициативности ребенка направлены на упрочение, сохранение и восстановление единства, со-бытия, на отождествление ребенка со взрослым.  Здесь взрослый впервые предстает как цель, здесь он не просто с ребенком, а для ребенка. 

 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум