Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Роль взрослого в кризисе новорожденности

Именно в критических стадиях развития особенно важно определение адекватной, рационально организованной и последовательно реализуемой программы действий взрослого.  Только в этом случае критическая (развивающая) ситуация решит свои задачи создания и формирования новых функциональных органов, обеспечивающих переход на новый виток развития.  В этом смысле программа «ухода — прихода» развивает кризис уже сложившейся событийности (наиболее выраженной в «комплексе оживления») в направлении его продуктивного разрешения.  Эта программа направлена на обнаружение и подтверждение индивидуальной формы жизнедеятельности ребенка, имеющей свой источник и своего носителя, к которому возможно личное обращение.

В кризисе новорожденности взрослый особым образом строит пространство со-бытия; его основу составляют не органические потребности ребенка, а потребности общения и взаимоотношений ребенка и взрослого.  Взрослый обнаруживает в ребенке тот адресат, к которому возможно теперь личное обращение.  Многочисленные проявления ребенка прочитываются и проговариваются взрослым как произвольные, имеющие автора, происходящие по воле самого ребенка («Петя хочет», «Петя держит» и т. п. ).  Такое взаимодействие создает условия для передачи ребенку многообразных средств общения, ведущее место среди которых занимают эмоции.  Общение в младенческом возрасте психологи обозначают как непосредственно-эмоциональное.  Теперь уже все поведение ребенка прочитывается как «речь», требующая ответа: на плач — приход или предметное замещение, на улыбку — подтверждение своего присутствия (возня, ласковое обращение), на гуление — речь артикулированная или подражательная, на позу — взятие на руки и т. п.

В 3—4 мес.  ребенок и взрослый начинают играть друг с другом «в разговор».  Обычно взрослый начинает имитировать издаваемые ребенком звуки; ребенок же подражает звукам взрослого.  Тем самым происходит встречное подражание голосовым реакциям. Малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками.  Он начинает издавать характерные согласные звуки («к-к», «х-х») — гукает.  Эти звуки ничего не обозначают и даже ни к кому не обращены.  Ребенок упражняется, он играет сам с собой, учится произносить звуки родного языка.

Около 4-х мес.  гукание сменяется гулением.  Дети с большим напряжением произносят высокие певучие звуки наподобие трели: малыш перекликается со взрослым не только при непосредственной встрече, но и на расстоянии.  Причем звуки он продолжает произносить и после прекращения общения со стороны взрослого.  На 5—6-м мес.  ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы привлечь к себе внимание взрослого — возникает адресованность звуков взрослому.  После 6 мес.  в речи младенца появляется лепет — слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями.  Лепет — особая форма самостоятельной деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния.  С помощью лепета малыш выражает свои требования к взрослому: тянется к предмету и сопровождает движения звуками, обрывками слов. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум