Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Комплекс оживления

Набор эмоциональных состояний новорожденного ограничен.  Это — ощущение благополучия (открытая улыбка), ощущение сильного дискомфорта (хныканье и раздражение), ощущение нейтральных эмоций (серьезность и настороженность); сильные эмоциональные реакции связаны с активным исследованием своей руки или движений пальцев.  Важным средством выражения эмоционального состояния ребенка является улыбка.  Новорожденный улыбается взрослому, при этом почти любой взрослый может вызвать реакцию улыбки.  Однако матери легче неоднократно вызвать улыбку младенца, чем любому другому человеку.  У младенца формируются особые отношения с матерью.

В стадии новорожденности осуществляется первичный психосоматический синтез в виде относительно упорядоченной группы соматических органов.  Эти органы становятся впоследствии основой собственно функциональных органов чувств, передвижения, органов отношения и общения.  Первичный синтез как главное приобретение данной стадии находит свое прямое выражение в комплексе оживления.

По данным многочисленных отечественных и зарубежных исследований, на границе второго и третьего месяца наблюдаются специфические социальные реакции ребенка, свидетельствующие об         общем изменении его психической жизни.  Первое — это мимика: появление улыбки на лицо человека, чуть позднее — просто на голос взрослого.  Второй компонент — коммуникативный: спокойная голосовая реакция на говорящего взрослого, как правило встречное, т. е.  не во время речи взрослого (здесь прислушивание), а в паузах.  Ребенок начинает дифференцированно реагировать на запрещающие и разрешающие интонации речи (первые вызывают негативную реакцию, протест; вторые — позитивное эмоциональное оживление).  Третий компонент комплекса оживления — двигательный; он проявляется в интенсивных и быстрых движениях младенца — вскидывании ручек и перебирании ножками — при виде ухаживающего за ним взрослого.

Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.  Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела.  Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально.  Комплекс оживления — это первая целостная форма общения ребенка и взрослого.  Комплекс оживления, как первый поведенческий акт ребенка, становится определяющим и для всего последующего его психического развития.  Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления.  Но самое главное достижение этой стадии состоит в том, что отношение ребенка к миру, сначала недифференцированное, приобретает первичную дифференциацию (социальную и физическую).  Ребенок начинает по-разному реагировать на физические предметы и на человека: на предметы — сосредоточением, на человека — улыбкой.

Комплекс оживления как комплекс достаточно сложных и специфических форм телесного поведения (мимического, звукового, двигательного) обеспечивает новые типы связей и отношений ребенка и взрослого, никак не вытекающие ни из первичной (пренатальной) формы витального единства, ни из разрыва симбиоза в родовом кризисе.  Это новая форма, практически построенная совместными усилиями взрослого и ребенка.  Общение со взрослыми имеет у детей в это время специфический характер, по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании.  В ходе общения ребенок и взрослый обмениваются положительными эмоциями; их контакты не обслуживают какое-либо другое сотрудничество.  Это общение бескорыстное, непосредственное.  Комплекс оживления оказывается ярким симптомом критической стадии следующего периода. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум