Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Закономерности развития человека за границами детства

Наличие критических периодов во взрослой жизни показывает, что психическое развитие человека за пределами юности не идет линейно, т. е.  лишь как совершенствование и обогащение сформировавшихся психологических структур и механизмов.  Развитие после 17 лет представляет собой также череду стабильных и критических периодов.  

Главный вопрос заключается в следующем: каковы закономерности развития человека за границами детства? Одинаковы ли они для детских и взрослых периодов жизни человека? Наш ответ таков: описанная нами ранее система категорий психологии развития одинаково пригодна и для детской психологии и для психологии взрослого человека; но их конкретно-психологическое содержание будет различным.  Ведущая деятельность, со-бытие ребенка и взрослого, взаимоотношения с родителями и педагогами, взаимоотношения со сверстниками в школе и вне школы выступают детерминантами развития в детском возрасте.  Совместная деятельность, общение, взаимоотношения с другими остаются онтологическими основаниями жизни взрослого человека.

В психологии общепризнано, что ведущим видом деятельности при вступлении человека в самостоятельную жизнь становится деятельность трудовая.  Трудовая деятельность остается постоянной детерминантой развития личности и индивидуальности взрослого человека вплоть до его выхода на пенсию.  «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, — пишет С. Л. Рубинштейн, — к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал.  В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается».

Профессиональная деятельность человека во многом задает направление развития его личности.  Многолетнее участие людей в совместной деятельности, сопровождающееся сходством условий, приводит к тому, что у них формируются похожие качества личности.  О влиянии профессиональной деятельности на личность свидетельствуют профессиональные «деформации» личности.  Например, для учителей это излишне упрощенный подход к проблемам, авторитарность, категоричность суждений, изучающая манера общения, обобщенность в восприятии людей, подавленное чувство юмора.

Деятельность выступает основой построения социально-психологических связей и отношений в трудовом коллективе.  Взаимоотношения с другими — как профессиональные, так и личные — являются второй детерминантой развития личности взрослого человека.  На основе трудовой деятельности и социального статуса формируется новая социальная позиция человека: позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности.  Он начинает самостоятельно принимать решения, активно регулировать свое поведение.  Как субъект труда, человек оценивается обществом в соответствии с качеством выполнения им своих социально-трудовых функций. 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум