Психология развития человека.
Ситуация развития
В контексте проблем психологии развития для понимания «ситуации» принципиально важно наличие соучастников — как полюсов напряжения, задающих ее целостность. Ситуация развития — это не состав вещей и обстоятельств, безотносительно к состоянию субъектов, но и не само это состояние. Прежде всего — это единство, живое бытие одного для другого. Сама же обстановка есть предметное воплощение их единства, которое еще требует своей психологической интерпретации. Иными словами, в самом общем виде ситуация развития — это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространство связей и отношений между соучастниками у которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации.
При содержательном описании того «пространства», где совершается развитие, недостаточно учитывалось до сих пор одно фундаментальное обстоятельство (вернее, на него постоянно указывалось, но оно не становилось предметом специального анализа): ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных (а не абстрактно-общественных), живых хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально — с матерью, затем с близкими, впоследствии — с дальними). Наличие и сам характер этих связей (физических, биохимических, психологических, социальных, духовных и др. ), динамика их преобразования в систему предметных отношений как раз и образуют подлинную ситуацию развития, образуют искомое единство исходных предпосылок и условий развития. Ребенок рождается не в качестве отдельного тела в пространстве тел физической реальности, а в культурно-историческом поле наличной социальности, наличных форм деятельности, наличных форм сознания. Своим рождением он поляризует это поле, преобразует жизнедеятельность взрослых в способ («орган») своего существования.
Живая общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу указывают на то, что взрослый для ребенка (вообще — один человек для другого) не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор и источник общественно выработанных способностей), а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности у основание его нормального развития и полноценной жизни.