Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психиатрия и наркология.
Множественная личность-диссоциативное психическое растройство

Множественная личность - психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго - состояниями. Каждая альтер - личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». Данное явление известно так же под названием «расщепление личности».

Диссоциативное расстройство идентичности

Варианты названия:

Диссоциативное расстройство идентичности (DSM -IV)

Расстройство множественной личности (МКБ -10)

Синдром множественной личности

Органическое диссоциативное расстройство личности

Расщепление личности

Диссоциативное расстройство идентичности ( англ. раздвоением личности , или DID) - психиатрический диагноз , принятый в « Диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств » (DSM- IV), описывающий феномен множественной личности . Чтобы определить у человека диссоциативное расстройство идентичности ( или расстройство множественных личностей ), необходимо наличие хотя бы двух личностей , которые регулярным образом по очереди контролировали бы поведение индивида , а также потеря памяти , выходящая за пределы нормальной забывчивости . Потеря памяти обычно описывается как « переключение ». Симптомы должны происходить вне зависимости от злоупотребления каких - либо веществ ( алкоголя или наркотиков ) или общего медицинского состояния .

Диссоциативное расстройство идентичности также известно как расстройство множественных личностей ( англ. раздвоением личности , или MPD) . В Северной Америке данное расстройство принято называть « диссоциативным расстройством идентичности » из - за расхождения во мнениях в психиатрической и психологической среде относительно данной концепции , согласно которой один ( физический ) индивидуум может обладать более чем одной личностью , где личность можно определить как итоговую сумму психических состояний данного ( физического ) индивидуума .

Хотя диссоциация - доказуемое психиатрическое состояние , связанное с рядом различных расстройств , в особенности тех , которые относятся к травме и тревоге в раннем детстве , множественная личность как реально существующий психологический и психиатрический феномен некоторое время ставилась под сомнение . Несмотря на расхождение во мнениях относительно диагноза множественной личности , во многих психиатрических учреждениях ( например , Маклин больница) имеются палаты , специально предназначенные для диссоциативного расстройства идентичности .

Согласно одной из классификаций , диссоциативное расстройство идентичности рассматривается как тип психогенной амнезии ( то есть имеющей только психологическую , а не медицинскую , природу ). Посредством такой амнезии человек получает возможность вытеснять воспоминания травматических событий или определённого периода жизни . Данное явление называется расщепление « я », или , по другой терминологии , самости , а также переживаний прошлого . Имея множественные личности , индивид может переживать альтернативные личности с индивидуально различимыми характеристиками : такие альтернативные личности могут иметь разный возраст , психологический пол , разное состояние здоровья , разные интеллектуальные способности и даже разный почерк . Для лечения данного расстройства обычно рассматривают долгосрочные виды терапии .

В качестве двух характерных черт диссоциативного расстройства идентичности выделяют деперсонализацию и дереализацию . Деперсонализация - это изменённое ( в большинстве случаев описываемое как искажённое ) восприятие себя и собственной реальности . Такая персона зачастую выглядит обособленной от консенсуальной реальности . Пациенты часто определяют деперсонализацию как « ощущение вне границ тела и возможность наблюдать его с расстояния ». Дереализация - изменённое ( искажённое ) восприятие других . При дереализации другие люди не будут восприниматься как реально существующие для данного человека ; пациенты с дереализацией испытывают трудность при идентификации другого человека .

Как показало исследование , пациенты с диссоциативным расстройством идентичности зачастую скрывают свои симптомы . Среднее количество альтернативных личностей равно 15 и появляются обычно в раннем детстве , и , вероятно , именно по этой причине некоторые из альтернативных личностей являются детьми . У многих пациентов наблюдается коморбидность , то есть вместе с расстройством множественной личности у них выражены и другие расстройства , например , генерализованное тревожное расстройство .

Диагностические критерии

Диссоциативное расстройство идентичности

Согласно « Диагностическому и статистическому справочнику психических расстройств » (DSM -IV- TR), диагноз диссоциативное расстройство идентичности ставится в случае , если у человека имеется две или более различающихся идентичности или личностных состояний ( при этом каждая обладает собственным относительно продолжительным паттерном восприятия и взаимоотношения окружающей средой и самим собой ), хотя бы две из этих идентичностей рекуррентно захватывают контроль над поведением человека , индивид не способен вспомнить важную персональную информацию , что выходит за пределы обыкновенной забывчивости , а само расстройство не вызвано прямыми физиологическими эффектами какого - либо вещества ( например , умопомрачения или хаотичное поведение при алкогольной интоксикации ) или общим медицинским состоянием ( например , комплексными парциальными приступами ). При этом отмечается , что у детей данные симптомы не следует относить к вымышленным друзьям или другим видам игр с применением фантазии [5].

Критерии для диагностики диссоциативного расстройства идентичности , опубликованные DSM -IV, были подвергнуты критике . В одном из исследований (2001) был выделен ряд недостатков данных диагностических критериев : в данном исследовании утверждается , что они не соответствуют требованиям современной психиатрической классификации , не основываются на таксометрическом анализе симптомов диссоциативного расстройства идентичности , описывают расстройство как закрытый концепт , имеют плохую содержательную валидность , игнорируют важные данные , препятствуют таксономическому исследованию , имеют низкую степень надёжности и зачастую приводят к неверной постановке диагноза , в них содержится противоречие и количество случаев с диссоциативным расстройством личности в нём искусственно занижено . В данном исследовании предлагается решение для DSM -V в виде новых , по мнению исследователей , более удобных для использования , политетических диагностических критериев для диссоциативных расстройств [6].

Расстройство множественной личности и шизофрения

Отличить шизофрению от расстройства множественной личности представляет трудность при диагностике , и в основном здесь опираются на структурные признаки клинической картины , нехарактерные для диссоциативных расстройств . Кроме того , соответствующие симптомы воспринимаются больными шизофренией всё же чаще как результат воздействия извне , а не принадлежащие собственной личности . Расщепление личности при множественном расстройстве является массивным или молекулярным , формируя довольно сложные и интегрированные относительно себя личностные субструктуры . Расщепление при шизофрении обозначаемое как дискретное , ядерное или атомарное , представляет собой отщепление отдельных психических функций от личности в целом , что приводит к ее дезинтеграции [7].

Хронология развития понимания множественной личности

1640- е - 1880- е

Период теории магнетического сомнамбулизма как объяснения множественной личности [8].

1646 - Парацельс описывает случай анонимной женщины , утверждавшей , что кто - то крадёт у неё деньги . Вором оказалась её вторая личность , действия которой у первой амнезировались .

1784 - Маркиз де Пюисегюр , ученик Франца Антона Месмера , при помощи магнетических техник вводит своего работника Виктора Раса (Виктор гонки ) в некое сомнамбулическое состояние : Виктор проявил способность бодрствовать во время сна . По пробуждении он оказывается неспособен вспомнить того , что делал в изменённом состоянии сознания , тогда как в последнем он сохранял полную осведомлённость о событиях , случавшихся с ним и в обычном состоянии сознания , и в изменённом . Пюисегюр приходит к мнению , что данный феномен схож с сомнамбулизмом , и называет его « магнетическим сомнамбулизмом ».

1791 - Эберхард Гмелин описывает случай « меняющейся личности » у 21- летней девушки немецкой . У неё проявлялась вторая личность , говорившая на французском языке и утверждавшая , что является французской аристократкой . Гмелин увидел сходство между подобным феноменом и магнетическим сном и посчитал , что подобные случаи могут помочь в понимании формирования личности .

1816 - в журнале «Медицинские кодов » описан случай Мэри Рейнольдс , имевшей « дуальную личность ».

1838 - Чарльз Деспин описывает случай дуальной личности у Эстеллы , 11- летней девочки .

1876 - Эжен Азам описывает случай дуальной личности у молодой французской девушки , которую он называл Фелида Икс . Он объясняет феномен множественной личности при помощи концепции гипнотических состояний , получившей распространение в тот период во Франции .

1880- е - 1950- е

Введение концепции диссоциации и того , что человек может иметь несколько психических центров , возникающих , когда психика пытается взаимодействовать с травматическим опытом .

1888 - Врачи Бурру ( Bourru ) и Бурро ( Burrot ) публикуют книгу « Вариации личности » (Вариации де-ла- personnalitй ), в которой описывают случай Луи Виве (Луи Vivй ), имевшего шесть различных личностей , у каждой из которой были собственные паттерны мышечных сокращений и индивидуальные воспоминания . Воспоминания каждой личности были жёстко привязаны к определённому периоду жизни Луи . В качестве лечения врачи использовали гипнотическую регрессию в эти периоды ; они рассматривали личности этого пациента как последовательные вариации одной личности . Другой исследователь , Пьер Жане , ввёл концепцию « диссоциации » и предположил , что эти личности являлись сосуществующими психическими центрами в рамках одного индивида .

1899 - Опубликована книга Теодора Флоурноя « Из Индии на планету Марс : Случай сомнамбулизма с вымышленными языками »( Des Indes а -ла- Planиte Марс: Этюд Сюр ООН в случае вооруженного somnambulisme ауес glossolalie ).

1906 - В книге Мортона Принса « Диссоциация личности »( диссоциация личности ) описывается случай пациентки с множественной личности Клары Нортон Фаулер , также известной как мисс Кристин Бешам . В качестве лечения Принс предполагал объединить две личности Бешам , а третью вытеснить в подсознание .

1915 - Уолтер Франклин Принс публикует историю пациентки Дорис Фишер - « Случай множественной личности Дорис »( Дорис случай раздвоения личности ). У Дорис Фишер было пять личностей . Два года спустя им издан отчёт о физических экспериментах , выполненных с участием Фишер и других её личностей .

1943 - Стенгел утверждает , что состояние множественной личности более не встречается .

После 1950- х

1954 - Публикуется книга Тигпен и Клекли « Три лица Евы »( Три лица Евы) по мотивам истории психотерапии с участием Крис Костнер - Сайзмор - пациентки со множественной личностью . Выход данной книги всколыхнул интерес общей публики к природе феномена множественной личности .

1957 - Экранизация книги « Три лица Евы » с участием Джоанн Вудворд .

1973 - Публикация книги - бестселлера Флоры Шрайбер « Сибил »( Сибилла ), повествующей историю Ширли Мэйсон ( в книге - Сибил Дорсетт ).

1976 - Телевизионная экранизация « Сибил », в главной роли - Сэлли Филд .

1977 - Крис Костнер - Сайзмор издаёт автобиографию « Я Ева » (I'm Ева ), в которой утверждает , что книга Тигпен и Клекли неверно интерпретировала историю её жизни .

1980 - Публикация книги « Мишель помнит »( Мишель помнит ), написанной в соавторстве психиатром Лоуренсом Паздером и Мишель Смит - пациентки со множественной личностью .

1981 - Дэниел Киз публикует книгу « Множественные умы Билли Миллигана »( Minds Билли Миллиган ), основанную на широком материале интервью с Билли Миллиганом и его психотерапевтом .

1981 - Публикация книги Трудди Чейз «Когда Кролик Воет ».

1995 - Веб Запуск вебсайта « Астрея в »- первого интернет - ресурса , посвящённого признанию множественной личности как здорового состояния .

1998 - Публикация статьи Джоан Акокеллы «Создание Hysteria » в «Новом» Yorker, описывающей излишества психотерапии множественной личности .

1999 - Публикация книги Кэмерон Уэст « первого лица множественного числа : Моя жизнь , как несколько ».

2005 - Публикуется автобиография Роберта Окснэма « Расщеплённый разум »( трещиноватых Mind ).

Определение диссоциации

Диссоциация - комплексный психический процесс , представляющий собой копинг - механизм для людей , страдающих от болезненных и / или травматических ситуаций . Она характеризуется дезинтеграцией эго . Интеграция эго , или эго - целостность , может быть определена как способность человека успешно инкорпорировать внешние события или социальные переживания в своём восприятии и затем действовать в постоянной манере во время таких событий или социальных ситуаций . Человек, неспособный успешно с этим справляться , может испытывать как эмоциональную дизрегуляцию , так и потенциальный коллапс эго - целостности . Другими словами , состояние эмоциональной дизрегуляции в некоторых случаях может быть весьма интенсивным , чтобы форсировать дизинтеграцию эго , или то , что , в крайних случаях , диагностически определяется как диссоциация .

Диссоциация описывает настолько сильный коллапс эго - целостности , что личность буквально расщепляется . По этой причине диссоциацию зачастую называют « расщеплением ». Менее глубокие проявления этого состояния во многих случаях клинически описываются как дезорганизация или декомпенсация . Различие между психотическим проявлением и диссоциативным проявлением заключается в том , что , хотя переживающий диссоциацию человек формально и отрывается от ситуации , которую он или она не может проконтролировать , некоторая часть этого человека остаётся связанной с реальностью . Тогда как психотик « порывает » с реальностью , диссоциатив от неё отсоединяется , но не полностью .

Поскольку человек , испытывающий диссоциацию , полностью не отключается от своей реальности , он может иметь множество « личностей ». Другими словами , существуют разные « люди »( читай личности ) для взаимодействия с разными ситуациями , но , говоря обобщённо , ни одна из личностей полностью не отделяется .

Расхождение во мнениях о множественной личности

До сих пор научная общественность не пришла к единому мнению относительно того , что же считать множественной личностью , поскольку в истории медицины до 1950- х годов было слишком мало задокументированных случаев данного расстройства . В 4- ом издании « Диагностического и статистического справочника психических расстройств » (DSM -IV) название рассматриваемого состояния было изменено с « расстройства множественной личности » на « диссоциативное расстройство идентичности », чтобы убрать запутывающий термин « личность ». Такое же обозначение было принято и в МКБ -9, однако в МКБ -10 используется вариант « расстройство множественной личности ». Следует отметить , что в СМИ очень часто совершается грубая ошибка , когда путается расстройство множественной личности и шизофрения .

Исследование источников в медкниге XIX и XX века на тему множественной личности , проведённое в 1944 году , показало только 76 случаев . В последние годы количество случаев диссоциативного расстройства идентичности возросло драматически ( по некоторым данным , в период с 1985 по 1995 было зарегистрировано около 40 000 случаев ). Однако другие исследования показали , что у расстройства всё же есть длительная история , в литературе простирающаяся на период около 300 лет , и само оно затрагивает менее 1 % населения . По другим данным , диссоциативное расстройство идентичности проявляется среди 1-3% генеральной популяции . Таким образом , эпидемиологические данные указывают на то , что среди населения диссоциативное расстройство идентичности в действительности встречается столь же часто , как и шизофрения .

В данный момент диссоциация рассматривается как симптоматическое проявление в ответ на травму , критический эмоциональный стресс , и оно связано с эмоциональной дизрегуляцией и пограничным расстройством личности . Согласно лонгитюдному ( долгосрочному ) исследованию Огавы и др ., наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет . Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами , также очевидны данные , что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности ( проявляющейся , к примеру , когда ребёнок очень пристально следит за тем , обращено ли внимание родителей на него или нет ).

Критическое отношение к диагнозу

Некоторые психологи и психиатры считают , что диссоциативное расстройство идентичности имеет ятрогенный или надуманный характер , или утверждают , что случаи истинной множественной личности очень редки и большинство задокументированных случаев следует рассматривать в качестве ятрогенных .

Критики модели диссоциативного расстройства личности утверждают , что диагноз состояния множественной личности - это феномен , в большей степени характерный для англоговорящих стран . До 1950- х годов случаи раздвоения личности и множественной личности иногда описывались и лечились как редкость в Западном мире [13]. В 1957 публикация книги « Три лица Евы »( Три лица Евы) и позднее выход одноимённого фильма способствовали росту публичного интереса к феномену множественных личностей . В 1973 году издаётся впоследствии экранизированная книга « Сибил »( Сибилла ), описывающая жизнь женщины с расстройством множественной личности . Однако сам диагноз « расстройство множественной личности » не был включён в « Диагностический и статистический справочник психических расстройств » вплоть до 1980 года . В период с 1980- х по 1990- е количество зарегистрированных случаев расстройства множественной личности возросло до двадцати - сорока тысяч .

Множественная личность как здоровое состояние

Некоторые люди , в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих множественную личность , считают , что это состояние может быть не расстройством , но естественной вариацией человеческого сознания , не имеющего ничего общего с диссоциацией . В качестве одного из убеждённых сторонников данной версии выступает Трудди Чейз , автор бестселлера «Когда Кролик Воет ». Хотя она и признаёт , что в её случае множественные личности появились вследствие насилия , в то же время она утверждает , что группа её личностей отказались пройти интеграцию и живут вместе как коллектив .

В рамках глубинной или архетипической психологии Джеймс Хиллман выступает против определения синдрома множественной личности как однозначного расстройства . Хиллман поддерживает идею относительности всех персонификаций и отказывается признать « синдром множественной личности ». Согласно его позиции , рассматривать множественность личности либо как « психическое нарушение », либо как неудачу в интеграции « частных личностей »- это проявлять культурное предубеждение , ошибочно идентифицирующее одну частную личность , « я », со всей личностью как таковой .

Межкультурные исследования

Антропологи Л . К. Сурьяни и Гордон Йенсен убеждены , что феномен ярко выраженных трансовых состояний в сообществе острова Бали имеет ту же феноменологическую природу , что и явление множественной личности на Западе [16]. Утверждается , что люди в шаманских культурах , испытывающие множественные личности , определяют эти личности не как части себя , но как независимые души или духи . Не существует данных о связи между множественностью личности , диссоциацией , а также восстановлением воспоминаний и секусальным насилием в этих культурах . В традиционных культурах множественность , проявляемая , к примеру , шаманами , не считается расстройством или заболеванием .

Потенциальные причины расстройства множественной личности

Диссоциативное расстройство идентичности , как считается , вызывается совокупностью нескольких факторов : непереносимый стресс , способность к диссоциации ( включая способность отделять свои воспоминания , восприятия или идентичность от сознания ), проявление защитных механизмов в онтогенезе и - в период детства - недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта . Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности , последняя развивается , основываясь на множестве источников и переживаний . В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия , и многие части того , что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности , остаются сегрегированными .

Североамериканские исследования показывают , что 97-98% взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства . Эти данные указывают на то , что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов , тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы . Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия , но пережить раннюю потерю ( например , смерть родителя ), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие .

Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации . В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития , в каждой из которых может быть созданы различные личности . Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка , претерпевшего насилие , потерю или травму . Пациенты с диссоциативным расстройством идентичностью обладают способность легко входить в трансовые состояния . Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться , как считается , выступает в качестве фактора для развития расстройства . Как бы то ни было , большинство детей , обладающих этими способностями , также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении , которое может вызвать диссоциацию .

Лечение

Наиболее часто встречающийся подход к лечению расстройства множественной личности заключается в облегчении симптомов , чтобы обеспечить безопасность индивида , и в реинтеграции различных личностей в одну хорошо функционирующую идентичность . Лечение может происходить с использованием различных видов психотерапии - когнитивной психотерапии , семейной психотерапии , клинического гипноза и т . д .

С некоторым успехом применяется инсайт - ориентированная психодинамическая терапия , помогающая преодолеть полученную травму , вскрывающая конфликты , определяющие нужду в отдельных личностях и исправляющая соответствующие защитные механизмы . Возможным удовлетворительным результатом лечения является обеспечение бесконфликтного сотрудничающего отношения между отдельными личностями . Терапевту рекомендуется с равным уважением относиться ко всем альтер - личностям , избегая становиться на чью - то сторону во внутреннем конфликте .

Медикаментозная терапия не позволяет добиться заметных успехов и носит исключительно симптоматический характер ; не существует никакого фармакологического препарата для лечения самого диссоциативного расстройства идентичности , однако некоторые антидепрессанты используются для облегчения сопутствующих депрессий и тревоги .

Консультация психолога , психотерапевта

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум