История психологии и психиатрии.
История болезни подростка
Вот история болезни Вали Ф., 16 лет: «Девочка росла и развивалась нормально, в 7 лет пошла в школу, хорошо училась, имела много подруг, была общительной, живой. В седьмом классе успеваемость стала снижаться. Родители не обращали на это внимания, полагая, что у дочери появились новые интересы. Валя могла часами сидеть около магнитофона и слушать одни и те же записи. Иногда подолгу стояла возле зеркала, изучая свое лицо. Порой причесывалась так, чтобы закрыть волосами лоб и даже глаза. При этом она стала менее опрятной, часто по нескольку дней подряд не умывалась.
Валя упорно сидела за уроками, но когда родители пытались проверить ее знания, оказывалось, что она почти ничего не запомнила из прочитанного. В дневнике появились посредственные и плохие оценки. В доме, куда прежде часто заходили подружки и товарищи Вали, их почти не стало видно. Она отдалилась от них и постепенно растеряла всех.
Появилась раздражительность, грубость по отношению к родителям. Валя много лежала, перестала выходить из дома, чувствовала себя больной, часто брала справку о болезни - http://medmsk24.ru/spravka-095.html. Отец обратил внимание, что дочь как будто боится света, зашторивает окна. В девятом классе, обманывая родителей, перестала посещать школу...»
Проанализируем состояние девочки, добавив к нему сведения, ставшие известными нам после госпитализации Вали в психиатрическую больницу.
Болезнь, видимо, началась постепенно, исподволь, еще в седьмом классе. Казалось, что поведение девочки характеризуется изменениями, свойственными отрочеству, появлением новых интересов (магнитофон, заинтересованность в собственной внешности). Действительно, юноши и девушки в эти годы больше следят за своей внешностью и много слушают музыку, но делают это живо, с интересом, круг знакомых, приятелей, как правило, у них расширяется, они ищут общения со своими сверстниками, иногда в ущерб близости с родителями, и от этого становятся грубее в семье, хуже учатся, уделяя занятиям значительно меньше времени.
А Валя? Она проявляла интерес к музыке, собственному лицу, но делала это монотонно, однообразно, при; этом стала менее опрятной, даже запущенной, много сидела за книгами, а материал не усваивала, теряла подруг, товарищей, становилась грубой, раздражительной в семье. Происходила потеря энергетического потенциала, свойственного ее возрасту.
Как удалось выяснить позже, вычурная прическа оказалась следствием того, что Валя была убеждена в своем уродстве, ей стало казаться, что подруги смеются над ней, появились мысли, что ее преследуют, следят из окон соседних домов. Эти бредовые идеи были нестойкими, но периодами возобновлялись. Наблюдая больную в течение многих последующих лет, мы можем добавить, что она активно лечилась, несколько раз стационировалась, но болезнь продолжала очень вяло течь и привела в дальнейшем к явлениям слабоумия. Если бы родители своевременно обратили внимание на неправильное поведение дочери, эффект от лечения, возможно, был бы лучше.