Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Метафизическое сумасшествие. Глава 1. Горожанин Дитрих Акерманн из Заальфельда.

С философией у него сложились теплые отношения. Он не брезговал тем, чтобы время от времени принять в свои попутчики собственную интуицию, ибо ничего нельзя знать заранее, даже своей нужды. Часто Дитриха огорчало, что с какой бы стороны не пытался он подобраться к ответу на вопрос, к цели размышления, она не становилась от этого заметно ближе. Его философствование «распочковалось» на множество теорий, часто противных друг другу, но многие догадки сходились вокруг одной. Будто корни одного дерева, подводили они его к единому выводу. И тогда Дитриха расстраивала необходимость начинать все заново, точно в нем не было еще терпения. Иногда желание представить публике Истину затмевало свет самой Истины. Амбиции он называл своими злейшими врагами. И он подходил вновь и вновь, как казалось к самым истокам, и продолжал великий Поиск. Таким образом, Дитрих никогда не задумывался над тем, чтобы заглянуть «по другую сторону проблемы», то есть начать философствовать в обратном направлении, продвигаясь к корню проблемы и так разрешить ее «изнутри», просто предотвратить ее появление, игнорируя рамки времени. Прогнозировать на будущее было невозможно. То смотрелось бы так же нелепо, как то, что некий больной врач пытался бы лечить другого человека, имеющего то же самое заболевание. «Следовательно, - думал Дитрих, - проблему стоит найти в себе, и только после этого приступать к ее разрешению». Он должен был вначале ухаживать за землей, на которой планировал взрастить урожай, что говорило бы о начале его великого Пути.

 

«Сущность человеческой жизни в постоянном стремлении, -  рассуждал он. -  Оно мотивирует саму жизнь и предметом вожделения выдвигает некую конечную цель, название которой – Истина. Последняя нужна только в силу специфики сознания человека. Нет ничего удивительного в том, что ее может и не быть. Понятие Истины было придумано человечеством, дабы ему иметь цель искать то, что наполняет жизнь смыслом, либо обозначить  некую causa finalis* любого философствования, любой познавательной деятельности.  Посему никто не доказал существование Истины, но никто и не опроверг, так же, как никто не опроверг существование Бога. Истина абстрактна, но «формы» ее индивидуальны, поэтому она настолько универсальна, что может быть смыслом жизни для каждого индивидуума. Так, Истина – общий смысл всего, что содержится в бытии».

 

Мог ли он совершить этот шаг – посягнуть на то, на что замахивались единицы? Или он был безумен, но это безумство вряд ли можно назвать еще большим безумием, чем отказ от подобного поиска для того человека, коему открылся путь, в конце которого, возможно, будет заветная дверь, а за дверью – высшая награда, высшая Истина и Абсолютное знание. Не было ли большим безумством существование за гранью этого поиска, отбывания положенного срока своей жизни в какой-нибудь Богом забытой провинции или в шумном городе; в одиночестве или в кругу друзей, но без стремления, без жажды знания, без любой цели? Да, Дитрих принялся блуждать по полюсам своего существа, по краям своих мыслей, ибо первое время не осмеливался всецело предаться своему порыву и критиковать все и вся – все то, что мешало ему приблизиться к цели – мораль, закон, приличие, веру. Он искал, то, опускаясь, то, поднимаясь и прячась от самого себя. Но его уделом стали многократные попытки преодолеть эти крайности – сойти с ума и здраво мыслить в единстве. Стоило сгладить границы двух сфер и прикоснуться к ним обеим одномоментно, испытав прежде все радости и горести, весь смысл каждой из них. Иной судьбы ему не хотелось, и не в чем было раскаиваться. Но то, что постоянным непомерным камнем душило Дитриха, он пожелал бы скрыть от людских глаз, пренебрегая даже глубоко упрятанным внутренним разочарованием, которого сам всегда опасался. Он опасался, как бы это разочарование не настигло его в конце его пути. Если бы он безвозвратно, непоправимо ошибся, это было бы венцом его жизни, иначе он жить бы не смог. Возможно, что на какое-то время Дитрих был в состоянии все понять, не отвлекаясь ни на единое размышление, которое могло бы опровергнуть его объективные выводы, о коих изредка напоминала ему Человеческая Сущность, здравый ум, просивший есть, пить, спать, но не познавать то, познание чего абсурдно. Теперь же он не желал более обмана, ему не нужна была лживая истина, которая призвана лишь затем, чтобы унять человеческое самолюбие.

  

Для окружавших его людей это был человек спокойного нрава, но в то же время эмоциональный и не лишенный таланта оратор. Одежда его не отличалась ни роскошью, ни, свойственной костюму людей его класса, простотой в силу двух причин, одна из которых была следствием недостатка денег, а вторая – Дитрих обладал недурным вкусом.

 

 Мысли о бренности материи не всегда занимали его сознание и в ту пору, когда он оставлял свои размышления, он становился тем самым человеком, Дитрихом Акерманном, который хорошо был известен в округе, ибо о нем ходила слава хорошего счетовода и писаря. Работа секретарем давала Дитриху средства к существованию и позволяла заниматься столь им любимой «бумажной» работой.

Другая жизнь Дитриха – сторона его философствования. Вся его жизнь всегда соседствовала с сумасшествием. Он не знал, можно ли его признать сумасшедшим, если он сам с молодых лет осознавал это, всю тяжесть того, что однажды произошло в его, столь изменившемся сознании. Он не пытался оправдываться перед собой, ибо считал это нелепым и великим грехом – лгать самому себе. На заре своей молодости Дитрих мимолетно увлекся феноменом бесноватости, прочел с десяток книг на эту тему, но после того, как столкнулся с сумасшествием вплотную, он стал его бояться. Вид умалишенных, которых он мог наблюдать в лицах бродяг, находивших себе прибежище в церковной богадельне, доводил Дитриха до состояния почти паралитического оцепенения. Он никогда не появлялся в тех комнатах-темницах, именовавшихся домами сошедших с ума людей. Бывали времена, когда под влиянием видений, впечатлительный Дитрих не задумываясь, избрал бы смерть в противовес подобной жизни. Этот страх, ощущаемый им ужас, стоящий так близко, следовавший за ним, не был чужд и его мыслям. И может оттого он был ему понятен. Теперь, на границе своего двадцатилетия, он сам испугался сумасшествия. Дитрих еще не знал, что выпавшее на его долю «откровение» – великое счастье, что прекрасное по сущности не всегда привлекательно с виду, и что оно может показаться безобразным при первом взгляде, но окажется чудесным в сравнении; что для каждого кошмара существует кошмар еще более ужасный, для каждой трагедии есть трагедия еще более трагичная. Мог ли он до конца оценить красоту данной человеку способности мыслить? Мог ли он это познать, размышляя над своим собственным рассудком? Или его сознание было уже больно настолько, что не способно к рефлексии*, что не может анализировать объективно, говорить о том, что истинно прекрасно, а что – всего лишь часть сотворенной им же субъективности, и, следовательно, часть его самого и уже больно, бессвязно, бесполезно? Дитрих боялся, что, претендуя на многое, получал только убогий мир своих бредовых рассуждений. Он видел ничтожество этого мира и мог отрешиться от него в любой момент, конечно, не с такой легкостью, какую рисовали ему те, волей коих он задумывался об этом отречении. У него была возможность, но он не хотел воспользоваться ею. Жажда к познанию взяла верх. 

 

                                                               <<<  4  >>>        



*  (зд.) целевая причина, конечная причина; то, ради чего осуществляется процесс познания

*  (reflexio – обращение назад (лат.) Один из принципов человеческого мышления, направляющий его на осознание и осмысление собственных форм и предпосылок; критический анализ деятельности самопознания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира индивида.

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум