Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Новая деонтология. Глава 8. Сложный парадокс милосердия

Несколько дней прошло с тех пор, как Фитцель приехал в Заальфельд. Он смутно ощущал приближение скорой трагедии, не мог объяснить это чувство и не находил себе места. Его мучили воспоминания годичной давности и мысли о том, что происходило с ним в течение того времени, пока Дитрих жил в доме близ Эмдена. Он относился к подобным размышлениям, как к закономерности, ибо страдал от безотчетного страха перед неизвестностью, таившей в себе тень смерти, непостижимым образом предчувствуя близость собственной кончины. Однако Фитцель стал все чаще задаваться теми вопросами, которые никогда раньше не приходили ему в голову. Это он называл «предсмертным слабоумием», ибо сущность новых проблем, встававших перед ним, казалась ему столь незначительной и глупой, что в иное время он никогда не позволил бы себе обращать на них внимания. Теперь все было немного по-иному: Фитцель оказался вынужденным принять тот факт, что состояние его за каких-то два дня значительно ухудшилось. Надоедливые приступы головокружения, болей в сердце, усиливающаяся слабость – все это заставляло Акселя погружаться в раздумья о земном и тленном, но в то же время утверждаться более и более в истинности своего непогрешимого духовного пути. Пусть материя говорила ему о смерти, он не особенно страшился ее. Пренебрежение к телесной боли имеет своим источником, как и многое в уме человека, два этаких духовных состояния: одно с приставкой «недо», а другое – «пере». Дух Фитцеля отказывался недооценивать страдания плоти. Сейчас он мог ни о чем не заботиться, пожиная плоды своей жизни, заслужив время покоя. Священник терпеливо ожидал мгновения, которое должно венчать его земное существование и преисполнялся радости, думая о грядущем существовании. Спустя еще несколько дней, ощущая, как с каждым часом ему становится хуже и хуже, он все яснее представлял неизбежный исход. Аксель прислушивался, сидя неподвижно, еле дыша, и считал про себя до пятидесяти в такт биению своего сердца. Обещанное успокоение в конце пути он воспринял, как совершенное воздаяние за прожитую жизнь, до конца посвященную избранному служению. И вот, Утешитель пребывал в его душе, и лишь немногие мысли беспокоили Фитцеля, ибо возбуждаемы были милосердием.

Год назад он отказался от предложенного места лектора-богослова в университете, оставил преподавание в старой школе, управление делами подведомственных его приходу богоугодных заведений и полностью посвятил себя исполнению священнических обязанностей. В то время им безраздельно управляло чувство глубокой неудовлетворенности своим существованием, самим его смыслом, ибо он осознавал, как незаметно удаляется мысленным и душевным взором от созерцания Божественной действительности, погружаясь в реальность светской жизни, которую всегда относил к числу мест, где не следует обитать его душе. Фитцель осознавал, что, все больше вмешиваясь в заботы материального мира, он все чаще смотрел вниз, стоя на лестнице собственного духовного делания. И в итоге его восхождение по ней было прервано, и вот он уже почти касался земли. Одумавшись, вовремя заметив червя, подтачивающего основание и опору его идеалов, не поддающихся рациональной критике, Фитцель пресек едва начинавшееся внутреннее отчуждение. Остаток года, повинуясь фанатичной боязни отпасть от веры, он провел в одном из аббатств, исполняя почетные обязанности прево*, и не имея возможности отлучаться из обители.

Сейчас Аксель вспоминал этот недавний период жизни, досконально разбираясь в полузабытых фактах. Многие из них казались ему в те дни незначительными мелочами, других он просто не замечал. Что значили для него полтора года? Сущая малость, способная, однако, разъяснить уйму неясностей и истребить множество сомнений. Фитцель думал о том, что все это время Дитрих не видел его, а потом, когда он приехал, укорял, твердя о предательстве (как это на него похоже!), человеческом безразличии, самолюбии священника, дрожащего над одной своей душой и не заботившегося о душе ближнего. Акерманн посмеялся над ним, приняв вид обиженного и брошенного человека, заявив, что отец Аксель не достоин того, чтобы именоваться пастырем. Пусть то и были слова сумасшедшего, но Фитцель говорил не с безумным, а с собственной совестью, выносившей обвинения слепоте его себялюбивого сострадания, отвернувшегося от ужасов «умирающей» души несчастного. Стоило ли все это внимания нескольких монахов, возжелавших видеть его на месте прево? Фитцель часто задавался именно этим вопросом, стараясь схоронить в глубине своей чувствительной души истинные мотивы, руководившие им. Он давно без тени предвзятости осудил себя, но воспоминания о прошлой глупости не давали покоя. Священник знал, что часто ум его занимали посторонние проблемы, и он упускал из виду важное, а потом раскаивался, но все продолжал и продолжал идти старым путем ошибок и разочарований. Обладая прекрасной памятью, он припомнил каждое слово, сказанное Дитрихом при встрече: «Вы выбрали их и себя. Могу ли я претендовать на ваше внимание теперь?» Ему становилось страшно от этих слов. Неужели он не престанет заблуждаться, полагая, что все подлежит легкому исправлению? И в тот миг он считал, будто бы теплые отношения, бывшие между ними, не сможет нарушить ничто. Фитцель пришел в ужас, что свойственно высоконравственной душе, осознав одну лишь истину – он относился к Дитриху, как к помешанному, до того дня, пока он не предстал перед ним в облике его же совести! То, что оказывалось легким для Акселя, было тяжело Акерманну, и священник заметил это с известным опозданием, когда увидел себя изобличенным в отвратительных ему самому склонностях души. Пресловутое покаяние давалось ему с трудом – сколько месяцев он не находил возможности поговорить об этом с Акерманном. О, быть может, отца Акселя мучило еще не до конца уничтоженное высокомерие, он безотчетно уходил от разговора, если речь грозила коснуться той поры, бросившей тень на его безупречный моральный облик. И что он мог поделать сейчас, когда время упущено – он обращался с извинениями к пустоте.

Эти мысли – последнее и единственное, что огорчало Фитцеля,  вновь обращавшегося умственным взором к материи. С острым переживанием отчужденности Аксель жил последние две недели. В понедельник утром, вопреки категорическим запретам врача, он поднялся с постели и сел в повернутое к распахнутому окну кресло. Ночью на город обрушилась невиданная пурга: экипажи застревали на дорогах. А сейчас тихо падал снег, легким пухом ложась на мягкую землю, укутывая деревья, залетал в комнату, таял и оставлял после себя мелкие прозрачные капельки. Фитцель наблюдал за размеренным падением снежинок, гипнотизирующих его взгляд. Сомнения одолевали его ум. Он без колебаний встал на защиту Дитриха, даже узнав, что он был повинен в смерти Элеоноры. Ему казалось, будто он сам грешил, заступаясь за убийцу, которого следовало покарать. Видел ли Аксель в нем


* непосредственный помощник и заместитель аббата

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум