Новая деонтология. Глава 4. Предвосхищающий философа
- наивным не признавать наличия в наших умах того опьянения, коего мы вкусили, расширив перед своим ученым, но отнюдь не взыскательным в нравственном отношении, взором границы познаваемого. Вот, возьмем-ка такую вещь, как естественные науки. Неужели не будоражат сейчас рассудки жрецов Нуса* свеженькие открытия, еще только намечающиеся зародыши скорого триумфа? А между тем стал ли кто-нибудь из них разумнее, припомнив о своих старых амбициях? Нет таких: одни вырастили себе глаза на затылке и пользуются исключительно ими, цепляясь за старье, не видя пользы в новых теориях, другие же взяли в руки подзорную трубу, прищурились и устремили свой взор на горизонт науки, туда, где только встает новое светило – они уже и не замечают того, что у них под ногами, не говоря уж о том, что оставили за спиной! Но! Меня смешит эта их «целеустремленность», смотря на горизонт, они идут к новому светилу и, естественно, не видят почвы, по которой ступают. Есть ли еще большее легкомыслие, нежели такое – идти и не видеть дороги?! Поэтому они никогда не дойдут до горизонта, завязнут в настоящем, или их утянет назад прошлое, ибо трудно слепому идти и не падать, идти и не сбиваться с дороги. Вот, что творится в науке и в философии во все времена, кроме тех, когда общество чувствует оскудение своих «идейных запасов». Я всегда говорил об этом, всегда говорил, что нам нужно сперва осмыслить прошлое, понять настоящее, а уж затем осторожно ступать вперед. Эта непредусмотрительность ужасна по своей сути, она должны быть свойственна заре науки, молодым умам, но, увы, многие впадают в детство и гонятся за призраком, и руководит ими все то же отвратительное стремление к самоутверждению, этакая «гонка за открытиями». Кто же тут, господин Штернхаген, может думать о мудром познании ради истины? Извратили само существо познания и смешали его с тем, которое присуще новорожденному ребенку – он ведь тоже познает! Думают о пользе своему телу, кто вспомнит о том, что ложные пути, на которые их совратила гордость и страсть к наживе, вредят драгоценному камню всех философов – истине?
* подразумеваются ученые