Психопатологическое существование
Процесс осознания это принятие сознания (истины и любви), которое всегда существует внутри нас, и это принятие есть благо. Если бы истины не было во внутреннем существе человека, он не был бы патологичен, так как не было бы возможности возникновения какого-либо расхождения между внутренним существом и волей. Человек может быть злым только потому что благо посеяно в его личности - так же как он может быть уродливым лишь обладая большой красотой.
Каким критерием пользовался бы человек для определения этих ценностей, если бы не обладал обоими аспектами? Наши претензии на создание действительности привели нас к тому, что мы стали воображать, будто действительность есть что-то мрачное, во-первых, потому что мы неспособны создать нечто, превышающее наши способности; а во-вторых, потому что мы воображаем, что действительность гораздо ниже, чем она есть на самом деле, из-за нашей фантазии о ней и особенно нашего отрицания, отвергания и искажения ее.
Оскверненные реки и моря, загрязненный воздух показывают нам, что человек делает с истиной. Когда Фрейд разрабатывал свою аналитическую методологию, он рассматривал процесс осознания как принципиальное усилие, которое необходимо сделать, так как понимал что основная "работа" человека' состоит в том, чтобы скрыть действительность, как будто она его не устраивает. Однако говорить, как говорил Фрейд, что болезни человека порождены бессознательным, значит пестовать ту же самую патологию, так как эта идея предоставляет человеку все необходимые оправдания, чтобы действовать по своему усмотрению.
Почему же ни одна из систем психотерапии не работает с волей человека? Могла ли она перестать существовать? Если наша цивилизация полностью не сгинула, то лишь потому, что веками сохраняла истинные идеи и принципы, которые мы не могли полностью проигнорировать. Когда мыслитель или ученый предпринимает попытку оторвать настоящее от прошлого, он сильно рискует потерять свою связь с действительностью, так как каждая истинная структура требует смиренного строительства.
Психопатологическое существование - это настаивание на том, чтобы жить в фантазии, которая на самом деле есть ничто. Это попытка постоянного аннулирования действительности и замещения ее тем, что не существует. Зло или ошибка, это борьба, которую мы ведем против действительности. Итак, то, что я полагаю патологией, есть попытка сделать истину бесполезной. Скупой человек припрятывает не только свои денежки, но и все дары, которыми он был пожалован, то есть упускает возможность наслаждаться жизнью как она есть. Это то же самое, что зарывать таланты (серебряные) в землю, чтобы не дать возможности ворам украсть их. Если человек перестанет сражаться против осознания и действительности, он скоро достигнет покоя.
Не при помощи какой-либо тренировки или систематизированного процесса "медитации" достигнем мы великолепного состояния, воспетого столь многими - ведь если бы это было возможно, то после открытия стольких методов (религиозных, философских и научных) мы бы уже достигли этой цели. Я хочу сказать, что это состояние есть во внутреннем существе. Мы только должны остановить свое возбуждение и отказаться от господства, чтобы начать жить в мире. Человек -не волк воющий, скитающийся в пространстве.
Все ответы посеяны в его внутреннем существе: ему нужно только осознать их. Он не создал их - ведь если бы он это сделал, он не мог бы увидеть их - но он должен посвятить себя тому, чтобы с достаточным смирением принять их. После всего, что мы осознали, после осознания своей психопатологии, мы сможем в конце концов насладиться покоем, разлитым в нашем внутреннем существе (Св. Августин) и во всей вселенной - который мы возмущаем своими желаниями и идеями. Хотя мы и не хороши сейчас, но мы получили от творения ту же добрую природу, которая дана всем живым существам.