Предыдущее посещение: Текущее время: 18 окт 2019, 14:35




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Девиантология: о преступности, наркотизме и пр.«отклонениях»
СообщениеДобавлено: 30 май 2016, 01:44 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 710
Откуда: Украина
Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений», автор Я. Гилинский

:? В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии–социологии девиантности и социального контроля. Подробно рассматриваются основные формы девиантности: преступность, коррупция, терроризм, наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийства, проституция, сексуальные отклонения, социальное творчество и др., а также теория и основные направления социального контроля над девиантностью. Широко использована отечественная и зарубежная литература.

Книга рассчитана на специалистов – юристов, социологов, политологов, психологов, а также широкую читательскую аудиторию. Может быть использована в качестве учебного пособия по курсу «Социология девиантности и социального контроля», а также при изучении криминологии, общей социологии, политологии, психологии.

Содержание:

Часть I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ - 3 стр. (и далее под цифрами по тексту подразумевается страница его размещения)

Глава 1. Социология девиантности и социального контроля (девиантология):
предмет, основные понятия, место в системе наук
- 3

§ 1. Первое знакомство с предметом - 3
§ 2. Основные понятия девиантологии - 5
§ 3. Девиантология: понятие, предмет, место в системе наук - 12

Глава 2. Методология и методика - 14

§ 1. Методология научного познания - 14
§ 2. О методах эмпирических исследований в девиантологии - 17

Глава 3. Некоторые закономерности девиантных проявлений - 20

Часть II. ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕВИАНТНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 23

Глава 4. История девиантологической мысли 24

§ 1. Зарождение девиантологических идей 24
§ 2. Классическая школа уголовного права и криминологии 26
§ 3. Позитивизм в философии, науке, социологии 28
Биологическое(антропологическое) направление 28
Психологическое направление 30
Социологическое направление 33

§ 4. Современные девиантологические теории. Постмодернизм 46

Глава 5. История социологии девиантности в России 57

§ 1. Социологические исследования отдельных проявлений девиантного поведения 57
§ 2. Становление отечественной социологии девиантности и социального контроля
(девиантологии) как специальной социологической теории 73
§ 3. Возможные перспективы 77

Глава 6. Генезис девиантности 77

§ 1. Общие основания объяснения девиантности 78
§ 2. Место индивида в обществе – «трамплин» к девиантному поведению 82
§ 3. Механизм индивидуального девиантного поведения 87

Часть III. НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ДЕВИАНТНОСТИ 90

Глава 7. Преступность 91

§ 1. Понятие преступности 91
§ 2. Основные характеристики (показатели) преступности 95
§ 3. Латентная преступность 98
§ 4. Состояние преступности в современном мире 100
Основные мировые тенденции преступности 100
Состояние преступности в России 104
§ 5. Организованная преступность 113
Глава 8. Терроризм: понятие, угрозы, перспективы 120

Глава 9. Коррупция 123

§ 1. Понятие коррупции 123
§ 2. История коррупции в России 126
§ 3. Коррупция в современной России 127
§ 4. Стратегия противодействия коррупции 132

Глава 10. Наркотизм 133

§ 1. Основные понятия 133
§ 2. Коротко о наркотиках 135
§ 3. Состояние наркотизма 136
Ситуация в мире 136
Наркотизм в России 138
§ 4. Социально-демографический состав потребителей наркотиков и
наркозависимых 140
§ 5. Об этиологии наркотизма и антинаркотической политике 142

Глава 11. Пьянство и алкоголизм 144

§ 1. Основные понятия 144
§ 2. Состояние алкопотребления 145
Ситуация в мире 145
Потребление алкоголя в России и его последствия 147
§ 3. Социально-демографический состав лиц, имеющих проблемы в связи с
алкоголем 150
§ 4. Антиалкогольная политика 151

Глава 12. Самоубийства 153

§ 1. Основные понятия и характеристики 153
§ 2. Самоубийство как социальное явление 156
§ 3. Право на смерть 159
§ 4. Проблема генезиса суицидального поведения 160
§ 5. Некоторые мировые и российские тенденции и закономерности суицидального
поведения 163
Краткий очерк мировой истории самоубийств 163
Самоубийства в России за два столетия (XIX-XX вв.) 167
§ 6. Социально-демографический состав суицидентов 171
§ 7. Обстоятельства совершения самоубийства 177
§ 8. Самоубийство в системе индикаторов социального
благополучия/неблагополучия 178

Глава 13. «Отклонения» в сфере сексуального поведения 180
§ 1. Общая характеристика 180
§ 2. Проституция 182
§ 3. Гомосексуализм 187

Глава 14. Иные виды девиантности 190

§ 1. Правонарушения 190
§ 2. Нарушение иных, кроме правовых, социальных норм 191
§ 3. Отклонения в здоровье и психике 193

Глава 15. Позитивные девиации 194

§ 1. Постановка вопроса 194
§ 2. Социология творчества как социология позитивных девиаций 199

Часть IV. Социальный контроль над девиантностью 200

Глава 16. Понятие социального контроля 200

Глава 17. Социальные практики 207

§ 1. «Кризис наказания» 208
§ 2. Выход из кризиса 215

Глава 18. Профилактика девиантных проявлений 222

§ 1. Основные понятия 222
§ 2. Практика профилактики негативных девиантных проявлений в современном
мире 224
§ 3. Развитие социального творчества 227

Заключение 228

Использованная литература 229
Рекомендованная литература 250

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

В этой части мы постараемся раскрыть теоретические основы социологии девиантности и социального контроля (девиантологии) как отрасли социологических знаний. Наша задача осложняется тем, что девиантология – весьма юная особа, и не всеми в научном мире воспринимается как вполне зрелое и самостоятельное существо.

Мы остановимся на основных методологических предпосылках изучения девиантности и методах эмпирических исследований девиантных проявлений. Наконец, в этой части будут продемонстрированы некоторые закономерности девиантного поведения, выявленные в результате отечественных исследований.

Глава 1. Социология девиантности и социального контроля (девиантология):
предмет, основные понятия, место в системе наук


Каждое высказанное мною суждение надо понимать не как утверждение, а как вопрос.
Н. Бор

§ 1. Первое знакомство с предметом

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

Время от времени создавались пособия и методики, помогающие выявлять, распознавать их, дабы своевременно уничтожить или изолировать во спасение здоровых членов общества – нас. Так, в 1487 г. доминиканцы Г. Инститорис и Я. Шпренгер создали печально знаменитый трактат «Молот ведьм» (лат. Malleus Maleficarum) – своеобразное пособие по охоте за ведьмами и уничтожению несчастных.

А вот рекомендации прогрессивного для своего времени «Саксонского зерцала» (XIII в.):

«Вора надо повесить... Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг*, или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных поджигателей, или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных целях, – их всех следует колесовать... Кто убьет кого-нибудь, или (незаконно) возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет... или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову... Христианина – мужчину или женщину, – если он
еретик, и того кто имеет дело с волшебством или с отравлениями... следует подвергнуть сожжению на костре»**.

* Выпрягут и украдут лошадей или волов из плуга.
** Саксонское зерцало. М., 1985. С. 54-55.

В XIX в. вышла книга Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876), давшая обобщенный портрет преступника (сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей...), а также портреты различных типов преступников – убийцы, насильника, вора, поджигателя и прочих.

Оставалось только «опознать» их и – принять меры...

Постепенно закрадывавшееся сомнение в эффективности наказания, репрессии привело к мысли о приоритетах превенции, предупреждения преступности и иных проявлений девиантности*. Идея профилактики нежелательных для общества явлений была значительным шагом вперед по сравнению с концепциями мести, воздаяния, подавления. Однако, во-первых, провозглашенный примат профилактики отнюдь не исключал репрессий и зачастую очень жестоких. Во-вторых, благие идеи превенции оставались практически не реализованными или слабо реализованными. И что самое главное: с первых шагов человечества и до сегодняшнего дня люди весьма негативно реагируют на всех, кто «не такой, как все», не такой, как «мы», так что в темницу, на виселицу или костер могли угодить не только Джек-потрошитель
и Ванька-Каин, но и Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Достоевский...

* Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 231.

Известный российский криминолог А. М. Яковлев пишет: «Идея качественного, существенного отличия преступника от остальных людей, персонификация зла, меняя
свое обличье, остается одной из самых устойчивых социально-психологических категорий»*. Этот далеко не безобидный социально-психологический феномен берет начало от фундаментального исторически сложившегося противопоставления «мы» и «они»**. «Они» – это все, кто не «мы», это – «чужие», а следовательно, подозрительные, таящие угрозу. Так, младенец может заплакать, увидев чужого (не «своего»). Ребенок, видя на экране телевизора сражающихся, интересуется: «Это – наши или... (фашисты, немцы, белые...)?». В годы советской власти тоталитарный режим пытался всех делить на «нас» и «буржуев», «нас» и «врагов народа», на
«советский народ» и «чуждых советскому народу»... Отсюда же поиск «козлов отпущения», виновных в голоде и чуме, недороде и засухе, войне и поражении.

«Козлом отпущения» могут стать мужчины для женщин (и наоборот), молодые для пожилых (и наоборот), «инородцы» или «лимитчики» для коренного населения, «лица кавказской национальности» (хотя таковой в природе не существует), наркоманы, цензура, гомосексуалисты для морализирующих обывателей и главарей тоталитарных режимов, «сионисты» и «неверные» (последние для мусульман), «убийцы в белых халатах» и т. д., и т. п., и несть им числа. «Козел отпущения» позволяет «все социальные беды, несчастья и просчеты, конфликты и противоречия общества... объяснить моральными пороками, злой волей определенной категории людей. Козел отпущения меняет свое обличье, но его функция воспроизводится вновь»***. И мы вновь и вновь, ничему не научившись, ищем и ищем виновных... И еще: чем благополучнее общество, чем выше его респонсивность (А. Этциони) – способность удовлетворять потребности членов общества, тем меньше нужда в
«козле отпущения», тем терпимее граждане, тем меньше нежелательных отклонений.

* Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 27.
** См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. С. 78-84.
*** Яковлев А. М. Указ. соч. С. 36. См. также: Mellema G. Scapegoats // Criminal Justice Ethics. 2000. Vol. 19. N 1. P. 3-9.

Если раньше «им», «чужим» грозили кулаком, палкой, копьем, топором (в том числе палач), то сегодня угрожают не только тюрьмой и электрическим стулом, но и танками, авиацией, баллистическими ракетами, оружием массового поражения. И хотя сторонники расширения оснований уголовной ответственности, усиления репрессий, увеличения сроков лишения свободы, сохранения смертной казни, восстановления каторги, конечно же против войны (разве что «точечные удары» или «восстановление конституционного порядка»...) и исходят из самых благих намерений – «ликвидировать» преступность (или – проституцию, распространение и потребление наркотиков, сексуальные «извращения») – все же есть нечто общее у всех борцов с «ними», не такими как «мы»: уверенность в своей правоте, в знании «что такое хорошо, и что такое плохо» и прочная убежденность в возможности «простых решений» сложнейших социальных проблем – с помощью запрета, силы и репрессий.

Очень ценю строчки А. Галича:

Не бойся тюрьмы, не бойся сумы,
Не бойся мора и глада,
А бойся единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо»!


Проблемы социального «зла» всегда привлекали ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи – каждый с позиций своей науки изучали и оценивали различные нежелательные явления, «отклонения» – преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, самоубийства, проституцию, гомосексуализм и иные сексуальные «извращения» и т. п. При этом, однако, отсутствовал общий подход, позволяющий объяснить казалось бы различные феномены социального бытия как проявления некоторых общих его закономерностей.

Становление социологии как науки об обществе, его структуре и функционировании сопровождалось исследованием и негативных, нежелательных, нарушающих общественный порядок явлений. Их изучению отдали дань такие авторы, как: Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон.

Написаны тысячи томов (в основном – за рубежом), посвященных социальным девиациям, девиантности, девиантному поведению, но... до сих пор не совсем ясно, что же это такое. В этой книге будут подробно изложены наши взгляды на природу, содержание, генезис девиантности. Сейчас же в целях лучшего понимания дальнейшего материала попытаемся составить некоторое предварительное представление о рассматриваемом предмете...

Далее, читать в следующих вариантах: 1) онлайн-txt; 2) онлайн-PDF (с возможностью загрузки).

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru