Предыдущее посещение: Текущее время: 17 окт 2019, 09:22




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Модель превентивных буферов в профилактике зависимостей
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:46 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 710
Откуда: Украина
Модель «Превентивных буферов» Н.Гемези и М.Роттера − название статьи в оригинале.

Гемези и Роттер (цит. по Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1996) выдвинули гипотезу о «превентивных буферах» или позитивных факторах, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения. В качестве примера превентивного буфера часто приводят социальную поддержку (Ялтонский В.М., 1995).

Разработка концептуальных моделей профилактики в России

Описанные зарубежные превентивные модели широко используются на практике. Однако существующие культурные, этнические и социально-психологические различия между странами создают определенные трудности при решении задачи их успешной адаптации в России. Необходима разработка отечественной методологии профилактики.

:? Основой для создания предлагаемой концептуальной модели профилактики наркоманий и токсикомании послужили исследования различных групп детей, подростков и взрослых: условно здоровых - без выраженных факторов риска психосоциальной дезадаптации; с аддиктивными формами поведения; лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков (Сирота Н.А, Ялтонский В.М.,).

В этой связи определяются задачи, технологии и методы профилактической деятельности.

Задачи профилактической деятельности:

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Исследователями установлено, что формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами.

2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку "значимого другого". Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.

3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения.

Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имеющие развитые физические, психические, личностные ресурсы и социально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов. У них уменьшается вероятность формирования зависимости от наркотиков.

4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения.

Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о способах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, о вариантах поисков помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогают формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения.

Подобная работа проводится с представителями групп риска или лицами с уже сформированной зависимостью, а также с членами их семей. Для того чтобы люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них активное желание, решимость и готовность - то есть мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные акции.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Эта задача предполагает работу с лицами, употребляющими наркотики. Прежде чем стать на путь выздоровления, человек, зависимый от наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ, проходит длинный, тернистый путь: от осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на формы более адаптивные.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.

Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если он одинок и у него нет естественного социально-поддерживающего окружения, необходимо создание структур, которые могут оказывать поддержку. Для этого необходима подготовка субспециалистов, волонтёров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.

8. Поощрение стремления к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления.

Это - работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном случае усилия направляются на формирование желания уменьшить и прекратить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных для контактов подростков и взрослых, употребляющих наркотики и другие психоактивные вещества.

Решение этой задачи требует разработки различных технологий. Однако главные из них - социальные: развитие безопасной и доступной системы помощи зависимым лицам, многоуровневой системы их социальной поддержки и ресоциализации.

Источник

P.S.: Схожая проблематика сейчас возникает в работе наших украинских коллег при работе с участниками, как вооружённого конфликта на Юго-Востоке Украины, так и с участниками протестных событий, связанных с проведением т.н. "Евромайдана" (причём, с обеих сторон, включая правоохранителей и членов их семей), а также тех, кто стал жертвами последовавших репрессий и преследований после насильственной смены власти в стране. Исходя из практики и личного опыта работы, думаю, что представленная здесь модель превентивных буферов может быть использована и применена в более широком спектре оказания психолого-психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая имеет отношение к преодолению посттравматического стресса (травматических и посттравматических событий в жизни человека и целых групп отдельных социальных категорий граждан, включая мигрантов, или же "внутренне перемещённых лиц"),

:geek: Особенно привлекательной в этой части работы является положение о «Формировании и развитии социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых» (см. п. 7), в следующем его направлении:

"Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, ... необходимо создание структур, которые могут оказывать поддержку. Для этого необходима подготовка субспециалистов, волонтёров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения".

Причём, понятно, что для взрослой категории более преимущественным (презентабельным) вариантом будет подбор ведущих группы социально-психологической помощи/поддержки из категории, как профессионалов, так и волонтёров из числа подготовленных специалистов, имеющих лидерские качества. Одной из самых распространённых и доступных форм оказания такой помощи является проведение т.н. «группы встреч», или «инкаунтер-групп»/-Encounter–group, иначе - «группы самопомощи» (одним из основателей движения в этом направлении был Карл Роджерс - родоначальник клиент-центрированной терапии, или психотерапии, центрированной на клиенте: примечательным фактом здесь выступает использование опыта проведения психологической работы в группах после 2-й Мировой войны, в т.ч. с ветеранами войны и участниками боевых действий, а также с рабочими промышленных предприятий и оставшимися без работы в период послевоенного экономического кризиса, но масштабное распространение движения Encounter–group получило лишь в 60-е годы XX века).

Особенно полезно, предполагаю, будет внедрение такой формы работы с участием неправительственных организаций в условиях, когда учреждения государственного профиля с возложенными на них функциями справляются плохо, вне учёта их идеологической составляющей (хотя, если окажется возможным проводить её в условиях медицинских и др. учреждений государственного типа - полезность и уместность их от этого могут только выигрывать, способствовать лучшему решению проблем по психологической реабилитации, реадаптации и ресоциализации людей, которые в этом нуждаются - за исключением случаев, когда:

1) содержание работы превращают в "промывание мозгов": опасность проведения интервенций "специалистами", которые используют, как неапробированные или неадаптированные к отечественным условиям методики иноземных модификаций, так и проведение ими пр. воздействий, в т.ч. экспериментально-пилотажного характера, фактически имеющих форму и содержание индоктринаций/-инициаций;

2) происходит скрытая, либо заведомо подразумевающаяся эксплуатация /злоупотребительно-неправомерное использование/ волонтёрской помощи - при отсутствии юридически оформленных договорённостей и взаимно взятых обязательств со стороны госорганов и госучреждений, и общественных неправительственных организаций, представители которых участие в работе принимают)
.

Важно здесь также учитывать национально-культурные народные (включая религиозные) традиции и обычаи регионов и областей, в которых работа проводится, об аспектах чего, в частности, квалифицированно излагается в научной статье профессора психиатрии медицинского факультета Джафнийского университета и консультанта-психиатра Джафнийской клинической больницы (Шри-Ланка) Daya Somasundaram «Лечение массивной психотравмы, обусловленной войной»/«Галиматья of massive trauma due to war»...

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru