Предыдущее посещение: Текущее время: 01 апр 2020, 13:29




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как улучшить память?
СообщениеДобавлено: 21 мар 2010, 18:11 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
Но что же делать, как укрепить память, чтобы в голове было точное знание, а не примитивное узнавание? Для этого необходимо тренировать механизм воспроизведения. Если ты записываешь на магнитофон песню, то никогда не спрячешь кассету в стол сразу же. Сперва ты захочешь убедиться, произошла ли запись. И после перемотки нажимаешь на кнопку воспроизведения.

Если ты не доверяешь магнитофону, то с какой стати доверять нашим хитрым и коварным мозгам, которые так и норовят нас провести? Укрепляют память частым воспроизведением и повторением. Вот как это следует делать.

Вот ты сидишь над книгой и зубришь урок. Почему он не укладывается у тебя в голове? Ответ: на то есть несколько причин. И стоит тебе устранить все эти причины, как память проявит себя и сотворит настоящее чудо. Тогда-то ты на себе почувствуешь все ее миллионы бит.

Причина 1. Тебе что-то мешает сосредоточиться на материале, ты не воспринимаешь текст. Что это может быть? Работающее радио, телевизор, плеер. Все эти штуки по страшному отвлекают. Закройся, заткни уши поплотнее, выключи все, что издает звуки! И начни читать текст заново.

Причина 2. Читаешь, а слов все равно не понимаешь. Видишь перед собой только разворот книги. Запоминаешь рисунки с него, номера страниц, количество абзацев, опечатки — словом, что угодно, кроме текста. Что ж, механизм узнавания у тебя сработает исправно. Чтобы подключилось воспроизведение, постарайся успокоить нервы и перевести дыхание.

Представь себе, будто читаешь бестселлер. Шепотом повторяй слова прочитанного текста. Концентрируясь на фразах и словах, покачивай головой в такт, немного жестикулируй, помогай себе мимикой. Одним словом, придай лицу осмысленное выражение и размахивай руками, подражай манерам большого политика, словно ты выступаешь с речью перед всей страной. Постепенно чтение тебя захватит, и ты войдешь в раж.

Причина 3. Прекрасно вникаешь в слова, поглощаешь целые фразы и абзацы без малейших проблем, но все это где-то оседает и не поддается никакому воспроизведению. Когда нужно повторить, то сперва говоришь слово в слово, а потом на чем-то спотыкаешься и не можешь ничего выдавить из себя.

Чтобы запомнить текст, его необходимо осмыслить. Как это делается? Предположим, тебе нужно выучить к уроку определение памяти из Дашей энциклопедии: «Память — это способность мозга к запоминанию, воспроизведению и узнаванию информации; соединяясь с передающимся во времени сознанием, она формирует наш жизненный опыт и зависящую от него личность».

Вызубрить толком столь витиеватое толкование не получится. Но и сказать: «Память — это то, что мы помним» — никак нельзя! Поэтому начинай искать и усваивать смысл нашего, толкования, пойми значение каждого слова, перескажи фразу своими словами.

«Мозг может запоминать, воспроизводить и узнавать сведения. Это зовется памятью. Личность человека создана памятью, к которой прибавили человеческое сознание из прошлого и настоящего» . И вот так с каждым абзацем. Обдуманно и с толком, неторопливо и сосредоточенно.

Причина 4. Какой-нибудь закон по физике или правило из орфографии русского языка требуется выучить наизусть. Без зубрежки и набора слов не обойтись. В этом случае причина забывания — низкая самооценка. Человек-«зубр» начинает хныкать, жалуясь, что не сможет осилить такой текст. Вздор, комплекс неполноценности! Если ты у нас без комплексов, то предлагаем тебе поскорее отбросить напрасные сомнения и приступить к обычному осмыслению текста.

Сперва осмыслить, запомнить значение, потом постараться заучить его, добавив некоторые свои слова и выражения. Так постепенно зазубри (с толком!) всю фразу. Постарайся понять, почему автор сказал именно так, а не иначе.

Законы и правила — это предельно краткие и четкие формулировки, в них нет ничего лишнего и спутывающего мысли. Приучайся понимать вес и влияние каждого слова. Когда: ты увидишь, читая очередное правило, что сказать короче и точнее было нельзя, тогда оно запомнится само собой.

Например, мало кто помнит, что «предложение выражает законченную мысль». Это оттого, что каждый понимал эту фразу по-своему. Но никто не потрудился вникнуть в суть всех слов и ощутить их четкость. А ведь они в этом коротеньком правиле подогнаны одно к другому, как на токарном станке.

Законченная мысль — это не обрывок, вроде «Я живу на...», напротив — это такая штука, к которой незачем что-то довешивать и объяснять. Выразить законченную мысль словосочетанием невозможно, для этой цели требуется предложение. И ничего заумного тут нет.

Таким способом зазубриваются фразы. Зубрежка, кстати, неплохая вещь. Она позволяет натренировать память на воспроизведение. Поэтому постарайся, помимо школьных формул и законов, выучить наизусть что-нибудь еще — для тренировки. Разумеется, это должна быть не чепуха какая-то там, а толковые сведения.

Например, афоризмы — изречения философов, видных общественных деятелей, корифеев науки и искусства. Ты обогатишься мудрыми мыслями, которыми при случае сможешь блеснуть в обществе, а также натаскаешь извилины на запоминание различной информации.

Это интересно!

Укрепляет память зубрежка не только афоризмов и изречений великих людей, но и заучивание на память стихов. Это в равной степени полезно и для общей эрудиции, и для успешной учебы в школе. В глубоком прошлом мыслители и сказители тренировали свою память и многократно увеличивали интеллектуальные способности, заучивая античные эпосы: в Риме таким была «Энеида», в Греции — «Илиада» и «Одиссея», в Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна».

Спустя века люди решили, будто зубрежка классиков нужна для создания культурного уровня. Неверно. Культурный человек не станет заучивать все подряд, не сообразуясь со своим мировоззрением. Но то, что соответствует последнему, он выучит, чтобы повысить способности своего мозга.

Причина 5. Зубрю, осмысливаю, какое-то время помню, а потом все равно все забываю. Причина этого кроется в отсутствии связей. Человеку просто не с чем сопоставить и сравнить новые сведения. Поэтому, когда приступаешь к основательному запоминанию учебного материала, думай по ассоциации (то есть создавай связи).
Человек, ассоциативно воспринимающий информацию, думает так: «Ага! Я читал что-то похожее раньше... Знаю-знаю, это напоминает мне случай с моим другом... Ах вот оно что! Значит, это происходит вот так, а я-то считал, что вот эдак...». И так далее.

Усвоение нового материала по ассоциации — связи с чем-то уже хорошо знакомым — легко увидеть на понятном примере. В школе тебе предстоит изучать на уроках литературы творчество великого французского комедиографа Мольера, в том числе его замечательную комедию «Мещанин во дворянстве». Среди прочих в пьесе имеется такая сцена.
Главный герой, господин Журден, хочет написать любовную записку и спрашивает своего учителя философии, как это лучше сделать. Учитель спрашивает, что предпочитает ученик — прозу или стихи. Надеемся, что ты, в отличие от чудаковатого господина Журдена, знаешь, что почти всегда говоришь и пишешь прозой. На этом примере видно, как человек усваивает и запоминает совершенно новую информацию — сравнивает ее с известными, привычными для своего сознания вещами, событиями и явлениями. Для Журдена проза — это разговор с учителем и приказ служанке. Так мещанин закрепил в памяти еще одно слово.

Другим механизмом запоминания по ассоциации является мнемоника. Свое название она получила от личного имени богини памяти Мнемозины. Мнемоника сводится к искусственному запоминанию, когда никаких явных связей нет. Поскольку их нет, то их надо выдумать.

Типичный пример — когда ленивые девчонки-школьницы не хотят заучивать цвета спектра (радуги) и пользуются поговоркой про охотника и фазанов, годной только для детсадовских ребят и первоклашек. Напомню, как звучит эта поговорка:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

То есть:

Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Причина 6. Но можно запомнить и вызубрить что угодно и без помощи ассоциаций. Мы уже говорили, что мозг точно и обстоятельно запоминает полезную и крайне необходимую информацию. Это такая информация, которой часто пользуются. И чем чаще, тем больше мозг убеждается в ее полезности. Такие сведения из головы трудно выбить.
Стало быть, нужно повторять и повторять усвоенный материал. Воспроизводить и воспроизводить, словно прогоняешь магнитофонную запись. Повторение — мать учения, это тебе прекрасно известно. Не ленись спустя какой-то срок после усвоения. очередной порции знаний повторить все заново, перечитать.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru