Предыдущее посещение: Текущее время: 09 апр 2020, 15:38




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мать муз
СообщениеДобавлено: 21 мар 2010, 18:08 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
Тебя никогда не беспокоил вопрос: что такое я? Почему ты знаешь, что ты — это ты? Кто твое внутреннее «я», глубоко сидящее в тебе, внушающее всякие мысли и действия? Почему твое тело неразделимо от осознания себя, своего «я»?

Не тужи, если не можешь дать ответ на столь сложные вопросы. Люди искали этот ответ тысячелетиями и пока почти ничего не нашли. Внутреннее наше «я» остается самой великой загадкой в жизни человека. И все-таки психология приподняла занавес таинственности над тайной личности. Давай-ка подумаем хорошенько, что каждый из нас знает наверняка о своем «я». Ну что ж, ты прекрасно помнишь все, что связано с твоей личностью: и как «в первый раз в первый класс», и какие предметы ты знаешь на пять, и где тебе больше всего понравилось отдыхать, и какую книжку ты наверняка больше никогда не возьмешь в руки, потому что она оказалась скучной... Можно перечислять так до бесконечности. И все, что ты знаешь про свое «я», ты берешь из памяти.

Причем так у всех. Вот мы и разгадали одну загадку личности. Твой внутренний мир — это прежде всего память, воспоминания. Они делают тебя полноценным человеком, уверенным в себе и здравомыслящим. Если же лишиться памяти, то тогда ты ничего не сможешь сказать о себе, потеряешь всякое представление о своем сознании и душе. Такое происходит довольно часто, и называется это амнезией. К счастью, в ряде случаев память потом восстанавливается.

А если не восстанавливается, то человек начинает жить новой жизнью; ничего не подозревая о своем прошлом. Люди со здоровой памятью во всех своих делах полагаются на воспоминания. Минувшие события не отпускают нас, но многократно пробегают в нашем сознании вновь и вновь, указывая на промахи, неудачи или, наоборот, — на фантастическое везение.

Мы вспоминаем, что и как было раньше, внимательнейшим образом изучаем свой опыт и затем применяем его в новых условиях. Способность былых переживаний сообщаться с нашим нынешним сознанием называется преемственностью сознания. Наше сознание из прошлого переходит в настоящее, потому и преемственность. Это еще одна особенность природы личности: во внутреннем мире человека не должна прерываться связь времен.
Есть люди, страдающие раздвоением личности. У таких в голове как бы две памяти — каждая для своего внутреннего человека. Поэтому одна половина совершенно ничего не знает о второй, но лишь догадывается. Общение между обеими частями личности сильно затруднено.

Обе ведут совершенно непохожий образ жизни, обладают различными характерами, отчего и жизненный опыт каждой из них различен. Описано несколько десятков достоверных случаев раздвоения личности. К слову, среди таких больных были и те, у кого в голове уживались не двое, а много больше — до шести человек!

«Им память дал — мать муз, всего причину», —говорил титан Прометей, сделавший так много добра для людей, если верить мифам. И действительно, память для человека служит причиной всего. Во-первых, без памяти не было бы личности и, стало быть, не существовало бы и разумного человека. Впрочем, никакого человека не существовало бы, поскольку без памяти не может выжить ни одно живое существо.. Даже черви и те что-то запоминают, приобретают жизненный опыт.

Мать муз. Богиней памяти древние греки считали Мне-мозину. От нее родились девять дочерей — музы, покровительницы науки, литературы и прочих видов искусства. Опять-таки верное наблюдение! Лишь память позволяет нам писать книги и музыку, создавать скульптуры или картины, заниматься науками.

Итак, мы с тобой вместе нашли одно из важнейших свойств человеческого мозга — память — его способность к запоминанию, воспроизведению и узнаванию информации; соединяясь с передающимся во времени сознанием, память формирует наш жизненный опыт и зависящую от него личность/Память бывает двух типов — длинная и короткая.
Длинная память несет жизненно важные сведения, которые забыть никак нельзя. А вот короткая держится всего несколько часов или меньше, например, помнит лишь, во сколько сегодня будет хороший фильм по телевизору. Потом эта информация забывается, поскольку сразу же после просмотра кино она становится ничего не значащей.

Память обладает колоссальным объемом. В течение дня мозг накапливает порядка 86 миллионов бит информации! (Битом зовется мельчайшая единица информации, это минимальный ответ на вопрос, типа да — нет. Объем всей этой книги не достигает и 4 600 000 бит информации.) За всю свою жизнь человек таким образом накапливает в тайниках мозга до 100 триллионов бит информации —это число выражается через единицу и четырнадцать нулей после нее. Ни один компьютер в мире не сравнится с человеком по объему памяти.

Это неудивительно! Головной мозг состоит из 20 миллиардов нервных клеток, между которыми проведено порядка 20 триллионов связей. Такого количества бйомикросхем с лихвой хватит и на большее. Оттого человек ничего не забывает. Ты можешь сказать: как же так, ведь мы постоянно что-то забываем! Это не совсем верно. В действительности мозг человека способен хранить любую информацию в течение всей жизни хозяина. Другое дело, что люди не всегда оказываются в состоянии воспользоваться этой информацией.
Открытие невероятной мощи нашего «запоминающего устройства» произошло совершенно случайно. Во время операции на мозге под местным наркозом (мозг не чувствует боли, поэтому анестезия необходима только коже головы) врач коснулся скальпелем височной доли коры головного мозга — нашего центра памяти. Пациент сразу же вспомнил такие удивительные подробности о далеком прошлом, какие, казалось бы, должен был позабыть давным-давно.

Затем последовали гипнотические сеансы. Под гипнозом человек вспоминал события, сведения о которых были безвозвратно утеряны. То есть человек абсолютно все держит в голове, но не всегда может воспроизвести эту информацию. Причиной тому — защитные механизмы мозга. Они загоняют ряд сведений подальше в сети нейронов, а информацию для повседневного пользования оставляют на поверхности.

Известны люди, которые страдают жуткой болезнью: они почти ничего не забывают, их голова забита бесполезными цифрами, словами из книг, фразами из кинофильмов. Такие больные не способны управлять своей памятью и свободно мыслить. Их преследуют головные боли и бессонница.

Совершенно бессмысленные сведения загромождают мозг этих людей, заслоняют личные мысли. Жизнь каждого превратилась бы в подобный кошмар, если бы мы всегда умели воспроизвести любой лишенный какого-либо значения факт. Мы помним все, но вспоминаем только наиболее важные вещи.

Чем чаще информация воспроизводится мозгом, тем большее значение она приобретает для него. Такие сведения запоминаются крепко, подчас на всю жизнь. Но защитные механизмы нередко нас подводят по-крупному. Что-то очень основательно нужно запомнить, а мозг отказывается извлекать из памяти эти важные сведения.

Больше всего от этого страдают те, кто учится, — слушатели курсов, студенты вузов, школьники. Им ни в коем случае нельзя ничего забывать, а голова, как нарочно, не держит в памяти наиболее важные моменты!

Понятное дело, не работает механизм воспроизведения. Запоминание произошло так или иначе. Даже возможно узнавание. А вот точного воспроизведения нет! Что это такое? Это когда человек говорит в ответ на подсказку или намек: «Вспомнил!» На самом деле происходит узнавание мозгом уже известной информации. Точно так же мы узнаем лица давно забытых знакомых, которых случайно встречаем на улице.

Узнавание помогает выкинуть из памяти малозначительные моменты, которые впоследствии вновь воспроизводятся в подходящих условиях — например, при виде лица забытого знакомого. В таком случае мы, напрочь забывшие этого человека, напряженно всматриваемся в его внешний облик и постепенно, шаг за шагом, узнаем эту персону. «Паршуков, ты ли это? Припоминаешь командировку в Пензу в прошлом году?.. »
Узнавание нас сильно выручает в такие моменты. Но может и подвести на экзамене. Например, человек не знает предмета, а просто сидел когда-то над книгой для виду. На экзамене этот ученик читает билет с вопросом и думает про себя, что тема ему знакома. Он даже вспоминает (узнает), в какой именно книге и на каком развороте прочитал массу сведений по данной теме. Й все! Приходит время отвечать, а наш студент молчит. «Помню, а сказать не могу», — уверяет он потом друзей.

На самом деле он ничего не помнит, учить надо лучше было! Он просто узнал информацию, вспомнил источник, но воспроизвести сведения из него студент не в состоянии. У человека в голове крутятся какие-то обрывки знаний, сигнальные знаки, дающие понять, что речь идет о чем-то знакомом. Узнавание создает опасную иллюзию знания, которого в действительности нет.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru