Предыдущее посещение: Текущее время: 06 дек 2019, 18:03




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Имеет ли ответственность смысл?
СообщениеДобавлено: 14 мар 2010, 19:08 
Администратор

Зарегистрирован: 18 фев 2010, 15:59
Сообщения: 6
То, что свершилось благодаря мне, является моей заслугой. То, что вследствие мной добровольно совершённых поступков потерпело неудачу, является моей виной и проявляет себя как дефицит в моей жизни. Каждое событие, в основе которого лежит моё (со)участие, находится между двумя полюсами: заслуга и вина, и либо идёт мне на пользу, либо выставляет меня перед самим собой в плохом свете (или же перед другими). Но это при условии, что я свободный че-ловек. Свободный - это значит, что я, не ведая о чём вообще идёт речь и с чем я связываюсь, могу принимать решения и действовать. Кто я, что я за человек не проявляется ни в чём так ясно, как в событиях, исход которых зависит от меня. Моя реакция, мой ответ после того, как я распознал смысл ситуации, рождает атмосферу, в которой я нахожусь перед самим собой и окружающими. Будучи свободным человеком я не действую от чужого имени и никто не использует ме-ня словно подсобный инструмент. Я и только я даю событиям их текст и форму. И так как это был я, кто хотел что-то сделать и этого достиг, то в этом и есть моя заслуга, даже если кто-то другой приписывает успех в свою пользу. В тоже вре-мя это моя вина, если я поступал несправедливо (даже если окружающие друго-го мнения). Если я действовал свободно, я не могу переложить свою вину на другого и возложить на него ответственность, но в обратном случае никто не может присвоить себе и мои заслуги. Поступок остаётся целиком за мной. Он является выражением самостоятельной личности и тех целей, которым она неотрывно следует.

Если самостоятельные поступки смогли породить нечто ценное, если привели к успеху, то человек не хочет отдавать ответственность за это. Если наоборот возникнул ущерб, то тогда не стоит даже пытаться свалить вину на другого, т.к. это также маловероятно, как прекратить быть самим собой. Я несу ответственность за всё, что я добровольно совершил. Чтобы не случилось без моего участия, это свидетельствует обо мне. Сначала я имел с чем-то дело, затем это имеет дело со мной!

Далее мы должны будем разъяснить, что действительно является ответственностью, потом мы перейдём в теме передачи ответственности, и, наконец, изложим пару идей по поводу того, как более рационально обращаться с чувством вины.

Быть ответственным означает включить самого себя в игру. Другими словами, ответственность возникает там, где что-то меня касается. Там, где от того зависит, как я поступлю и поступлю ли вообще, то есть везде, где я должен прини-мать решение, я стою посередине "поля ответственности". Ответственность всегда предполагает свободу личности. (Поэтому никто не может быть виноватым за то, что произошло несмотря на любую осторожность и вопреки его желанию, или же за то, что сделал другой человек. В таких случаях речь идёт не о вине и посему не существует также никакой коллективной вины. Можно лишь вести дис-куссию на тему, кто несёт ответственность.)

Свобода и ответственность неразрывно связаны друг с другом, как стороны одной медали. Быть свободным обозначает самому решать и таким образом являться причиной результата. Свободный поступок автоматически включает в себя ответственность, независимо от того, известно ли это человеку или нет. И в каждой ситуации эта принципиальная ответственность представляет собой осно-ву для конкретной ответственности.

Таким образом свобода предшествует ответственности. Если мы посмотрим на это высказывание с другой стороны, то увидим, что при неразрывной связи сво-боды и ответственности важно то, как оптимальнее всего употребить эту свободу. Быть свободным лишь для того, чтобы считаться свободным ведёт к безбрежной пустоте и не-до-чего-нет-дела-чувству. Если бы речь шла только о свободе, мы бы не могли ничего делать, ведь после принятия решения свобода тут же прекращается. Мы видели уже раньше, что мы в любом случае должны принимать решение. И мы видели, что наиболее оптимальное реше-ние называется смыслом. Хочешь рационально использовать свою свободу, отдай её взамен на смысл ситуации. Позволь ей раскрыться, остановив свой выбор на смысле. Тогда пустота, исходящая из понятия "свободный от", превращается в полноту понятия "свободный для". Негативный аспект свободы заменяется позитивным: свобода наполняется смыслом. Смысл свободы - это ответственность.

Мы говорили о том, что отношение человека к жизни является ключом к поиску смысла в каждой ситуации. Мы говорили: "Человек, в принципе, с самого начала "опрашивается жизнью и должен перед ней держать ответ" (Франкл 1982, стр.72). Отвечая на накапливающиеся "жизненные вопросы", решая трудные задачи, не боясь непредвиденных событий, видя в них особенно ценные моменты - так человек держит ответ перед жизнью. Ответственность в свою очередь заключается в добросовестном поиске ответа на вопросы о смысле.

Таким образом мы определили, за что человек несёт ответственность: за то, чтобы в каждой ситуации свершился смысл.

Перед чем же несёт человек ответственность? Перед кем, какой инстанцией? " Ну, кто может за другого ответить на этот вопрос? Разве не должен каждый решать за себя?" (Франкл 1981, стр.134) Неужели на этот вопрос нельзя получить ответ? Мы можем лишь нащупать направление, в котором он лежит, как мы это сделали с вопросом, за что мы несём ответственность. Что конкретно является смыслом мы не говорили: смысл зависит от ситуации и человека и потому врачом-терапевтом указан быть не может. Поэтому ответ должен ограничиваться лишь тем, как смысл может быть найден.

Перед чем человек экзистенциально несёт ответственность? Он ответственен перед высшей ценностью, которую он знает в своей жизни. Для того, кто всегда остаётся самим собой, это его совесть. Другой чувствует свою ответственность перед любимым человеком, которого он хочет быть достойным. Для третьего высшая ценность - это Бог, перед которым ему хочется предстать в лучшем свете. Вполне возможно и даже приемлемо, что эти области не исключают друг друга, пока они реальны для человека, согласованы с ним. Ведь совесть, в эксистенциальном понимании, обуславливает не принятие традиционных или привитых ценностей, а внутреннее согласие. Благодаря чутью, позволяющему распо-знать, что хорошо и правильно, мы можем ориентироваться при принятии осмысленных решений и поступков. В способности чутко улавливать границу и проявляет себя в конце концов экзистенциальная ответственность.

Ясности ради стоит описать другими словами, в чём состоит корень ответствен-ности. Ответственность - это мой ответ на смысл соответствующей ситуации, находящийся в резонансе с моей высшей ценностью. Поэтому ответственность не имеет ничего общего с обязательствами, которые кто-то передо мной ставит. Ответственность - это понятие свободы, и потому её нельзя путать с предписаниями, законами или указаниями.

Ответственность является выражением моей близости с кем-то, какой-то идеей или вещью. Это также понятие взаимоотношений, связи. Размер, в котором перенимается ответственность (когда надо просто смириться с потраченным временем, усилиями и заботами) показывает, насколько ценна сущность моей ответственности.

Быть ответственным означает посвящать себя чему-то. Стремиться отдать себя, хотеть ради чего-то жить является добровольным обязательством перед самим собой. В своём сознании любить и лелеять мысль, что за что-то несёшь ответственность. Жить этим в смысле своей высшей ценности. Таким образом ответственность является поручительством за свои ценности.

Когда человек осознаёт свою ответственность, его самостоятельность подходит к кульминации и понятие свободы приближается к смыслу свободы. Поэтому не удивительно, что конечной целью логотерапии и экзистенциального анализа Франкла является приблизить человека к личной ответственности, ведь жизнь без ответственности это словно море без волн. Некоторые люди боятся личной ответственности. Это происходит, потому что они слишком часто видят в ней принуждение, инстанцию, перед которой они будут вынуждены потерять свою свободу плюс то, что им дорого. Требуется большое искусство, чтобы суметь завести с ними на эту тему разговор, не навязываясь и не оказывая на них давление. Ведь ответственность - дитя внутренней свободы и раскованности. Как раз потому, что её часто навязывают, в людях боятся взять в руки и отвечать за свою жизнь. И поэтому необходимо знать, что ответственности путём наказаний и угроз не научишь. Её можно лишь ощущать. Но вот чтобы суметь перенять чу-жую ответственность, важно наряду с компетентностью так же правильно оценить размер требований, которым надо соответствовать. Экзистенциальная ответственность за ребёнка не означает всё самому за него делать. Однако об экзистенциальной ответственности можно говорить только в том случае, если человек внутренне "дорос" до неё.

Когда ответственность остаётся где-то на заднем плане, это может привести к неврозу, т.е. душевному заболеванию. Но это не значит, что человек становится невротиком, если он в течении своей жизни не хочет нести ответственность. Следует добавить, что типичный невротик постоянно говорит окружающим, что он не может вести себя и поступать иначе и поэтому не несёт никакой ответственности. Он сам себе кажется пассивным, и его как бы больше несут по волнам жизни, чем он живёт сам. Если, к примеру, он испытывает страх, то тогда находится во власти невроза, который полностью всё за него решает. Человек больше не выходит из дома, боясь получить по дороге инфаркт, хотя имеет совершенно здоровое сердце.

Похожее положение было у одного молодого человека. После длительного эк-зистенционального анализа стало очевидным, насколько сильная у него ещё с детства потребность чтобы его обхаживали и заботились (за это время он уже достиг довольно больших результатов в смысле самостоятельного (свободного) мышления). В прошлом его мать подала на развод, из-за чего он очень страдал. Его не отпускал страх, что он внезапно расстанется с любимыми людьми. Он старался угодить обоим родителям, чтобы в один прекрасный день не остаться одному. Это коротко о психическом механизме подобного невроза страха.

Наиболее важным оказалось одно решение, принятое им в далёком прошлом, и которое с трудом распозналось. В то время оно было малоэффективным и потому не отложилось в памяти. Но это решение предначертало последующие события в его жизни. Будучи четырнадцатилетним подростком он был не согласен с тем, что его родители развелись, и решил против этого бороться. Но как, простите, он должен был это сделать? Отец исчез из поля видимости, а сам он всё ещё на-ходился в зависимости от матери. Должен был он её обижать, когда она действительно изо всех сил старалась всё для него сделать? Тогда он решил делать "сидячую забастовку", т.е. просто не собирался становиться взрослым. Он начал с того, что умышленно отвергал свою ответственность в некоторых областях и перекладывал её на мать. Поскольку такая тактика ему хорошо удавалась и отношение матери к нему не ухудшилось, он ещё больше убеждался в том, что она для него на всё готова и таким образом считал, что сможет тем не менее наказать её за развод.

Так он рос, испытывая изредка психосоматические недуги. После женитьбы они прекратились, и он чувствовал себя в полной безопасности и без забот. Потом родился ребёнок. "С рождением сына всё изменилось. Райская жизнь закончилась, т.к. я хотел нести ответственность за ребёнка. Но я совершенно не был к ней подготовлен." Спустя некоторое время возник невроз страха. Ему удавалось только в сопровождении кого-то выйти из дома. После продолжительной терапии он понял причину своей болезни. "Чего я в действительности боюсь, это самому справляться с трудностями жизни. Этот невроз в действительности лишь страх перед ответственностью!", сказал он. И далее: "Теперь мне так же понятно, почему невроз может стать у человека настолько сильным, ведь при этом идёт речь о его отношении к жизни. Потом не так-то легко от него избавиться."

Ему сразу стали понятны многие виды поступков и поведений при неврозе, к примеру, почему он мог только с сопровождением выходить из дома, почему не мог ездить на такси, почему он мог только с определёнными людьми работать, а в присутствии других испытывал страх. "Я был в состоянии делать всё, если знал, что рядом со мной есть кто-то. кто готов перенять за меня ответственность, и кому я бы в трудный момент это доверил." В следующий раз на приёме: "Мне тут пришло в голову, что вещей, где я отказывался нести ответственность, больше чем я думал. Сейчас я начал возлагать на себя ответственность вплоть до маленьких вещей: при распределении денег, покупке одежды или продуктов.

Женщина А. отказывалась нести ответственность не потому, что боялась, а потому, что неправильно оценивала ситуацию. У неё было много трудностей в отношении к самой себе, и поэтому она хотела, чтобы разговоры с врачом принес-ли какой-то просвет. Её история иллюстрирует то, как из-за давления, оказы-ваемого воспитанием, может возникнуть ложное представление об ответственности, против которого тогда человек долгое время защищается и при этом, как говорится, выплёскивает вместе с водой и ребёнка. (Эта картина ограничивается коротким изложением аспекта ответственности.)

Женщина А полагала, что это её воспитание, по вине которого она способна ко всему приспособляться, а не она сама, виновато в её проблемах. Так как её учи-ли, что девочка должна быть готова возлагать на себя ответственность, она уже в подростковом возрасте начала защищаться против этой морали. Ответствен-ность означала для неё покорность, отречение от себя самой, выполнение указаний. Поэтому она восставала против всего, что хотя бы приблизительно вы-глядело как ответственность. В конечном итоге дошло до того, что даже в мелочах она ощущала противоречивые чувства, например, если хотела одна съесть шоколадку. Она, конечно, знала, что только от неё зависит, съесть её или не съесть, но один только факт, что частое употребление шоколада вызывает кариес, за который её бы самой пришлось нести ответственность, порождал желание взбунтовать, т.к. она не хотела в своей жизни ничего "воздействующего снаружи".

Только бережный разговор помог её выбраться из тупика. Женщина познакомилась при этом с понятием ответственности, который мы описали выше. Потребовалось задать множество вопросов и выполнить много упражнений, прежде чем она научилась правильна пользоваться с ориентированным на смысл понятием ответственности. Оказалось, что женщина всегда хотела иметь подобную ответственность. Её мятеж в корне исходил из ответственности за саму себя. В результате, на этой почве можно было построить представление о добровольной ответственности.

Выше мы говорили, что чувствуешь себя как бы привязанным к ответственности. Из этого следует, что можно себя и отвязать от неё. Мы сказали также, что то, с чем я сейчас имею дело, потом будет иметь дело со мной. Но как быть, если после этого по моей вине получились непредсказуемые результаты? Ладно, это уже произошло, теперь ничего не исправишь. Проблема в том. Что мы не вольны изменить прошлое, и это хорошо показывает нам на ограниченность наших сил. Зачем тратить время на размышления, если всё равно нельзя ничего сделать?

Религиозный человек тут же бы опровергнул это высказывание. Он знаком с раскаянием, исповедью, покаянием. Разве его положение становится хуже от того, что ему предписано каяться, в то время как неверующий за этим спокойненько наблюдает, т.к. для него что произошло, то прошло?

Вы наверняка заметили, что осмысленному взаимодействию с какой-то вещью или проблемой каждый раз предшествует один принцип:

Что можно изменить, тому нужно придать форму. Где невозможно что-то изменить, там я могу изменить себя.

С чувством вины связано много проблем. Рассматривая с медицинской точки зрения, первая проблема - это бессилие человека в отношении неизбежности происходящего. Т.к. люди не могут ей противостоять, они покоряются и начинают неправильно себя вести.

Они отрицают вину или представляют её так, словно это какая-то малость. Или же люди реагируют с всесильной яростью на самих себя, с беспрестанными са-моупрёками и сокрушительными "депрессивными" чувствами - реакции, лежащие между полюсами легкомыслия и самоистязания.

При соразмерном подходе к чувству вины человек наоборот будет стараться восполнить пропавшую свободу для того, чтобы осмысленно разобраться с произошедшими событиями. Для этого снова потребуются уже названные основные принципы, только в этот раз в обратном порядке. Ведь в отношении уже про-изошедших событий, где всё настолько фиксированно, что нельзя ничего изменить, сначала идут личные ценности, а затем следует поступок.

И действительно, всё, что мы говорили о личных ценностях, связанных с нашей собственной точкой зрения, применимо и к вине, где произошедшее в свою очередь сделалось непредотвратимым. Ладно, что свершилось, то сверши-лось, но я с ним ещё не закончил. Я могу ещё изменить не только себя самого, но и моё отношение к этому событию и к моему поступку. Я могу, например, противостоять своему желанию упорствовать во что бы то ни стало (порой толь-ко с помощью других), могу спокойно внимать положению вещей, признать мои слабости. Признание того, что со мной действительно происходит, показывает вначале пропасть между мной и моими идеалами. Я начинаю видеть то, что во мне необходимо ценить и сколько работы понадобится, чтобы больше не бояться заглянуть в самоё себя.

После того, как мы выяснили, что, совершив поступок, мы берём вину на себя, следует второй шаг: обнаружение открытых долгов, вернее наличие вины, т.е. что вопреки произошедшему ещё можно изменить. Очень часто у нас есть возможность исправления и практически всегда пополнения своих сил. Но надо принять во внимание, что нанесённый урон часто невозможно ни устранить ни заменить. Разве не станет вина ещё больше, если начать её игнорировать? Если человеку известно, что он незаконно похитил какой-то предмет, но он не хочет отдать его обратно?

Иногда невозможно возместить то, что было взято. На эту тему мне вспомнилась одна женщина, рассказавшая мне, что спустя много лет после сделанного аборта она больше не считала, что поступила правильно. Теперь она начала регулярно и довольно часто брать на себя заботу о соседских детях. Так она дума-ла исправить совершённую в прошлом ошибку. Иначе понимание ситуации, пришедшее к неё позднее, далось бы слишком легкой ценой (срав. Франкл 1984, стр. 214). Ей хотелось, чтобы это понимание имело определённую цену, в соответствии с её личной историей, и её не пришлось бы жалеть ни затраченных денег, ни времени, ни сратаний. (Такая добровольная готовность человека несёт в себе намного больше, чем простая компенсация потери, служившая лишь удов-летворению собственных амбиций.)

Кто осознал, что быть виноватым не предусмотрено судьбой (иначе жить осмысленно было бы просто невозможно), тот ведёт себя непринуждённо, когда необходимо нести ответственность, т.к. ему не надо больше бояться, что не дай бог он в чём-то ещё окажется виновным. Он станет более зрелым и способным самому решать, как жить. Однако легче его жизнь от этого не станет, лишь субстанциональней, более содержательной. Эти две стороны ответственности, тя-жёлое и приятное, затрагиваются в следующем тексте, причём снова становится явным значение ответственности:

"Ответственность - это то, к чему чувствуешь себя привязанным, но от чего стараешься "отвязаться". Мудрость языка даёт таким образом понять, что у человека есть противодействующие силы, которые удерживают его от того, чтобы взять на себя ответственность. И действительно - ответственность чем-то напоминает бездну: чем дольше и пристальней вглядываешься в неё, тем сильнее внимаешь её в себя, пока в конце концов головокружение не собьёт с ног. Если мы углубимся в тему человеческой ответственности, то ужаснёмся: с ответственностью связано что-то невообразимо страшное и одновременно замечательное!

Невообразимо страшным является знание того, что каждый момент я несу ответственность за следующий момент; что каждое решение, будь оно большим или маленьким, это решение навечно; что я постоянно осуществляю какую-то возможность, а именно - возможность, даруемую этим моментом, либо я теряю её, лишаюсь её.

Каждый момент рождает тысячи возможностей - я могу выбрать только одну единственную с целью её осуществить; все остальные я таким образом отметаю и как бы приговариваю к неосуществлению, и всё это навечно!

Ну а замечательное заключается в знании того, что моё собственное будущее и вместе с ним будущее вещей и людей вокруг меня как-то, даже пусть совсем чуть-чуть, зависит от того, какое я в этот момент приму решение. Что моё решение принесёт и что я "привожу в действие", как говорится, - это я делаю действительностью, сохраняю от прошлого и таким образом спасаю."(Франкл 1981, стр.140-141)

Лэнгле А.

Статья из книги: Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. - http://www.knigi-psychologia.com/index. ... rers_id=58

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологическая помощь и психотерапия


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Имеет ли ответственность смысл?
СообщениеДобавлено: 28 мар 2010, 03:10 
Аватара пользователя
Дааа...я зачитался...спасибо!!!!!!


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru