Предыдущее посещение: Текущее время: 19 авг 2019, 19:26




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Идеальная гармония из звука и запаха (кое что о синестезии)
СообщениеДобавлено: 12 дек 2013, 00:53 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 710
Откуда: Украина
По материалам статьи Как звук и запах могут создать идеальную гармонию (How sound and smell can create perfect harmony - публикация в The Guardian, ежедневной газете в Великобритании), под авторством Кэсси Бартон (Cassie Barton), которые и положены за основу данной темы.

Несколько лет назад на факультете психологии Оксфордского университета, я была участником эксперимента группы исследователей под руководством профессора Чарльза Спенса. Сидя в крошечной комнате в лабиринте лабораторий и кабинетов, передо мной поставили пузырьки с ароматами и компьютер с программой, которая позволяет производить звуки музыкальных инструментов на разных площадках. Моя задача была понюхать аромат и выбрать звук, который лучше всего подходит под него.

Я вдыхаю первый образец - сладкий и легкий, напоминает жевательную резинку. Громкие звуки низких духовых инструментов казались интуитивно несоответствующими, поэтому я пробовала звуки выше и чище, и, в конце концов, остановилась на высокой ноте фортепиано. Позже я узнала о том, что команда исследователей изучала новую основу в области психологии, известной как кросс-модальное восприятие (синонимами понятия являются: Полимодальное восприятие; Синестезия /synesthesia).
_________________________________________________________________________________________________________________

Полимодальное восприятие – это целостная система представлений индивида об окружающей действительности (о предметном мире и социальной среде), о себе, собственной активности и деятельности. Это психологическое образование, отражающее структурность восприятия во всех модальностях сенсорно-перцептивного опыта.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность). Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

Кажется безспорным, что в своем зрении мы имеем дело со светом, в своем слухе — со звуками и т. д. Тем не менее, опыт синестезии относится к сенсорным впечатлениям, пересекающим границы этих модальностей, так что человек «слышит» цвета, или «видит» звуки. Сходный опыт м. б. вызван словами или даже отдельными буквами, так что буквы воспринимаются как имеющие определенный цвет.

• У некоторых людей, называемыми синестетиками, эти кросс-модальные перцептивные впечатления оказываются такими же ясными и убедительными, как обычное восприятие. Например, некто S. сообщал, что видит «струи пара или брызги», когда он слышит определенные слова. Если S. предъявляли определенный тон, он сообщал о том, что видит «коричневую полоску на темном фоне». При предъявлении ему др. тона он сообщал о конкретном цвете. В некоторых случаях он не мог понять, что ему сказали, потому что его отвлекал «цвет голоса».

• Среди людей было выявлено немало синестетиков. Например, композиторы О. Мессиан и А. Н. Скрябин обладали выраженной синестезией (Слушать: ВРЕМЯ-ЦВЕТ/CHRONOCHROMIE, для оркестра, Оливье Мессиана). Действительно, есть некоторый намёк на то, что синестезия чаще встречается среди творческих личностей. Однако, несмотря на ряд предположений, основанных на единичных случаях, похоже, что нет никакой связи между синестезией и интеллектом или между синестезией и дисфункцией личности. Кроме того, исследователи документально засвидетельствовали обстоятельства, способствующие появлению синестезии. Например, синестезия сопутствует некоторым формам шизофрении, а также реакциям на некоторые лекарственные препараты…
_________________________________________________________________________________________________________________


Когда мы задумываемся над тем, как работают наши чувства, мы представляем, что они работают индивидуально: вы нюхаете цветок, и запах отправляется непрерывно от носа в мозг, вовлекая в процесс только обоняние. А процесс гораздо сложнее. Наши чувства смешиваются - сотрудничают, чтобы помочь нам более полно воспринимать мир. Например, мы называем тупой стук «тяжёлым» и ассоциируем его с крупными, тяжёлыми объектами, хотя звук сам по себе - не размер и не вес. Это помогало нашим далёким предкам решать, стоит ли убегать от грозных хищников, не останавливаясь, чтобы увидеть их, ориентируясь при этом только на тяжёлый звук, исходящий от топота ног хищников по земле.

:? Большинство доказательств кросс-модального восприятия происходит при исследовании пары «слух и зрение», что не удивительно, учитывая, насколько часто мы используем их вместе. Но исследования показывают, что пересечение других чувств также происходит: например, слух и обоняние иногда образуют пару.

Два Нью-Йоркских исследователя, Даниэль Вессон и Дональд Уилсон, столкнулись с этим фактом, когда начали исследовать «загадочную» область мозга, известную как обонятельный бугорок. Первоначально, они изучали, как клетки обонятельного бугорка у мышей реагировали на запах. Но во время опыта, Вессон заметил, что каждый раз, когда он ставил кружку с кофе рядом, мышиные клетки активизировались. Действительно, обонятельный бугорок физиологически хорошо размещен, чтобы принимать как обонятельную, так и звуковую информацию из внешнего мира.

Вессон и Уилсон решили расширить свое исследование. Они обнаружили, что в группе изучаемых клеток большинство реагируют на запах, а еще большее число - на звук. Некоторые клетки вели себя иначе, когда запах и звук были представлены вместе, увеличивая или снижая свою активность. Вессон и Уилсон утверждают, что эволюционное чувство, возникающее в результате воздействия звука и запаха, может предупреждать человека об опасности.

;) Конечно, мыши не люди, и несколько «огневых»/-«очаговых» клеток не всегда являются доказательством сознательного опыта. Но опыты Чарльза Спенса и Анне-Сильвии Крисинель, как и эксперимент, в котором я принимала участие в Оксфордском университете, показывают, что звуки и запахи пересекаются в человеческом восприятии. В последнее время они исследуют вина, используя специальный набор, позволяющий новичкам изучить основные компоненты вина по запахам их ингредиентов. Участников эксперимента просят понюхать разные образцы, а затем сопоставить их с музыкальным инструментом. Люди выбирали интересные сочетания запахов. Фортепиано ассоциировало с фруктовыми ароматами. Мускусные и резкие запахи - с духовыми инструментами.

Дальнейшие исследования показали, что разные звуки влияют на вкусовые пристрастия. Команда заказала английское лакомство cinder toffee/-ириску и подала их вместе со звуками, соответствующими горечи и сладости. Участники пробовали ирис, слушая звук, и в результате ирис показался горьким или сладким, в зависимости от звуков музыки.

Исследования, подобные этому, помогают психологам пересмотреть наше понимание чувств. Мы можем представить творческое сотрудничество музыканта и шеф-повара: звуком усовершенствованные обеды и ужины могут стать нормой.

Вполне вероятно, что в один прекрасный день при заказе кофе с музыкальным сопровождением вы получите ваш любимый аромат...

Изображение

:!: Современными исследованиями также установлено, что музыка влияет на восприятие счастья или печали

Учёные под руководством Джойдипа Бхаттачарии из Лондонского университета определили, что музыка существенно влияет на восприятие эмоций другого человека.

Добровольцам предложили прослушать музыкальные отрывки (по 15 секунд), а затем оценить эмоциональное выражение лиц. Оказалось, что счастливая музыка настраивает на поиск счастья на лицах, а грустная – заставляет видеть грусть в их выражениях, и максимальный эффект особенно очевиден, когда выражение лица является нейтральным. Запись активности мозговых волн показала влияние музыки на активность структур, которые отвечают за сознательные действия.

«Мы удивлены тем, что лишь 15 секундный музыкальный фрагмент оказывает такое влияние. Нужно провести больше исследований для определения длительности воздействия и влияния других факторов, таких как характер и музыкальный вкус», - комментируют ученые.

Итак, вывод однозначен: хотя музыка связана только со слуховым восприятием, она затрагивает и общие кросс-модальные компоненты восприятия.

Консультация психолога в Украине

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru