Предыдущее посещение: Текущее время: 25 сен 2020, 09:09




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Аспекты применения «кодирования» в пси-культовой практике
СообщениеДобавлено: 27 мар 2012, 03:55 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 733
Откуда: Украина
Аспекты применения «кодирования» в психотерапевтически-психологической практике и псевдорелигиозных культах (Феномен «кодирования»)

*** Краткое название темы в заголовке: Аспекты применения «кодирования» в пси-культовой практике, — вызвано необходимостью выбора краткости названия, раскрывающего его содержание и ограничениями в наборе символов заголовка темы. Подлинное и полное его название дано мной ниже /Аспекты применения «кодирования» в психотерапевтически-психологической практике и псевдорелигиозных культах (Феномен «кодирования»)/, значение «пси» к широкоупотребительному толкованию в парапсихологическом его значении – отношения не имеет. ***

:? Думаю, что с учётом множества пересекающихся между собой сообщений на Форуме по содержанию темы, дают мне почву и весомый повод для того, чтобы приоткрыть «занавесу тайны» над одним из самых «загадочных» методов в медицинско-психологической и психотерапевтической практике, да ещё, как оказывается, и в псевдорелигиозных культах. Данный аспект имеет также самое широкое влияние в нашей современной жизни и самое что ни на есть отношение к теме информационно-психологических воздействий и манипуляций общественным массовым сознанием (чего только стоят переживаемые странами и целыми континентами «цветные революции»!).
Вложение:
Дело было ТАК(.png


:idea: Оригинал данной статьи под названием Феномен «кодирования» был написан Белорусовым Сергеем Анатольевичем — врачом-психиатром, специалистом в сфере пограничной психиатрии Консультантом Психологического агентства «Круг», Москва (на момент её написания) и опубликован в Журнале практического психолога (1998/№3). Литературно отредактирован и несколько откорректирован мной (приведён в большее соответствие с доступным для понимания языком употребляемых понятий, терминологии и современным положением дел в этой области, о чём говорят проставленные символы «*»).

:!: За последние годы термин «кодирование» стал необычайно распространен. Впервые, применительно к психотерапевтической практике, он был предложен для обозначения авторского метода лечения алкоголизма. В схематизированном виде эта методика представляет собой авторитарное предписание следовать определенным формам поведения (так называемая «установка на трезвость»).

Процедура происходит в условиях искусственно* вызванного эмоционального дискомфорта, подчёркнутого «давления на психику» в сочетании с физическим давлением — причинением выраженной боли (надавливание на особо чувствительные точки выхода тройничного нерва на лице). При этом человек, осуществляющий «кодирование», идёт, разумеется «из благих побуждений», на решительный обман доверившегося пациента, уверяя что «в его мозг введена определённая последовательность команд». Далее следует угроза состоянию здоровья - вплоть до смертельного исхода при возможном нарушении пациентом поставленных условий. Разные специалисты изощрялись в придумывании новых модификаций устрашения пациента, то вызывая паралич дыхательных мышц, то прося подписать согласие на последующее вскрытие тела в случае смерти с участием данного врача. Обработка пациента, имевшая целью настроить его на неизбежность угрозы, начиналась ещё с ожидания в приёмной, где специально подсаженные «клиенты» рассказывали с выражением ужаса на лице о страшных последствиях нарушения режима абсолютной трезвости.

Данный способ лечения оказался неожиданно популярным. Более того, он оказался действенным, вплоть до того, что в стране зафиксирован ряд смертей, происшедших в полном соответствии с предсказанным исходом. Таким образом, зафиксирован факт того, что* у представителей технологической цивилизации конца XX века наблюдался феномен, сходный с феноменом примитивных культур, описанным, в частности, на австралийских аборигенах, когда направленная шаманом человеку кость тотемического животного вызывала его неминуемую мучительную смерть. Значит, можно предположить, что в современном посттоталитарном общественном сознании активно действуют закономерности «магического мышления». Об этом свидетельствует устойчивый интерес к услугам разного рода «оккультного» содержания*, типа приворота, гадания и «снятия родового проклятия», которые в газетных объявлениях перечисляются в одном ряду с гипнозом, психоанализом и «нейро-лингвистическим программированием» (НЛП).

:roll: С точки зрения этики, метод лечения основанный на эмоциональном насилии, запугивании и обмане, абсолютно неприемлем. Безусловно, неуважительно-циничным является рекламируемое «лечение без ведома больного». При «терапевтических» подходах такого рода происходит искажение сразу нескольких фундаментальных характеристик личностного бытия.
Вложение:
_skrytyj_gipnoz.jpg


Во-первых, любое вмешательство, в основе которого лежит ложь, не может быть подлинно терапевтическим. Ложь — это всегда разрушение целостности, и, кстати говоря, греческое слово «диавол» в Святом Писании означает не что иное, как «отец лжи». В то время как истинное лечение — исцеление — предусматривает восстановление целостности личности на телесном, душевном и духовном уровнях.

Во-вторых, употребление термина «кодирование» низводит личность на уровень, пусть сложного, но компьютера, в который можно ввести последовательность «программ», непременно обеспечивающих заданное действие. Иначе говоря – терминологически предполагается привнесение некой механистичности функционирования личности, лишённой свободной воли и возможности выбора.

В-третьих, чему собственно посвящена настоящая статья, это серьёзное посягательство на свободу и ответственность личности, являющиеся эссенциальными характеристиками бытия личности в мире.

:arrow: От «психотерапевтического кодирования» перейдём к обсуждению методов психоэмоционального воздействия на личность и семью со стороны псевдорелигиозных культов.

Проблема «нетрадиционных религиозных движений» стала особенно актуальной и в последнее время вызывает широкий общественный резонанс. В западной культуре, пережившей сходную ситуацию «культового бума» в 60-70-е годы, в отличии от нас, накоплен определённый опыт осмысления этого феномена с теологической, психологической и социальной точек зрения. Богословский (теологический) анализ культов достаточно популярно изложен в недавно переведенной у нас книге Д. Макдауэлла «Обманщики». Обобщённые результаты изучения культов в психологическом же аспекте, приводимые западными исследователями, таковы.

Причиной вовлечения в культовое движение является обещание быстрого разрешения экзистенциальных проблем. При этом практикуются такие методы, как:

=> «бомбардировка любовью» при изолировании личности от привычного окружения;
=> насаждение ментальности по типу противопоставления понятий «Мы/-они» (создание образа врага в лице людей инакомыслящих);
=> тенденция к тотальному отождествлению своего «Я» с группой;
=> подталкивание к переосмыслению “бывшего несовершенного «Я»”;
=> размывание морально-нравственных устоев с поощрением к относительному восприятию добра и зла;
=> экстремальное отношение к сексу, проявляющееся поощрением половой разнузданности, или наоборот, абсолютным «умерщвлением плоти»;
=> избирательное поощрение эгоистических проявлений личности посредством подмены понятий альтруизм/-эгоизм (взращивание качеств тщеславия, сугубой исключительности/- гордыни);
=> снижение личной ответственности и самокритичности, проявляющихся в мышлении, делах и поступках, соответственно - снижение критичности восприятия явлений и событий окружающего мира;
=> обесценивание человеческой чести и достоинства личности.

:!: Основным негативным фактором культового воздействия, по мнению R. J. Lifton, является контроль за разумом, осуществляемый посредством следующих методов:

1) пристальное отслеживание личной жизни члена культа;
2) мистические манипуляции;
3) принудительная сексуальная абстиненция;
4) требование отчета о переживаниях;
5) вербальная депривация — длительные периоды молчания;
6) загруживание специфической терминологией;
7) доктринальное подавление личностного достоинства;
8) обесценивание факта личного существования [1].

В статье, посвященной реакции членов семьи человека, вовлечённого в культовую практику, J. Beckford описывает возможные варианты, сводя их к трём типам семейного поведения:

а) непонимание; б) гнев; в) амбивалентность [2].

:? Наш опыт реабилитационной деятельности участников культовой практики [3, 4] позволяет предположить следующие обстоятельства.

Вхождение человека в культовое движение не является актом свободного выбора. Формирование большинства наших современников происходило в атмосфере тоталитарного режима. Это обуславливало усвоение определенной формы поведения и мышления, включающей принятие лжи как необходимого условия социального выживания.

Так, получение образования оказывалось возможным лишь при обязательном изучении идеологических дисциплин. Осознавание неадекватности принудительных убеждений не препятствовало конформному исполнению требований социальной системы. Происходило закономерное образование внутренней установки «двойственности сознания» индивида.

После крушения общественной тоталитарной системы необходимость притворства и «несвободы совести», как условия привычного существования, исчезла. Как результат - произошла своеобразная фрустрация, нашедшая своё выражение в ощущении смутного беспокойства и нарушения чувства безопасности, гарантией которого прежде было следование правилам «общепринятой фальшивой реальности». Отсутствие опыта нахождения себя в условиях свободы, недостаточность навыков переживания неопределённости, что требует достаточной степени личностной духовной зрелости, могло приводить к чувству тревожного дискомфорта и бессознательной мотивации предсказуемости субъективного бытия.

По определению, в отличие от религии, апеллирующей к автономии и свободе выбора, культовая идеология форсирует подчиняемость и зависимость неофита [5]. Обмен свободы совести на призрачную возможность защищённости, предлагаемый человеку, не обладающему достаточной степе-нью личностного развития, является нечестной сделкой.

При первом контакте с лицами, заинтересованными в вовлечённости человека в культовое движение, потенциальная жертва испытывает эмоциональный стресс. Нагнетается атмосфера необыкновенной заинтересованности и внимания, сверхположительного принятия, что контрастирует с привычными нормами повседневного общения. На этом фоне происходит форсирование процессов немедленного обусловливания последующих вариантов взаимодействия.

В процессе дальнейших встреч прослеживается следующая динамика.

Интенсификация позитивной аффирмации (подчеркивание значительности, похвала, углубление дружественности) постепенно детерминируется имплицитным требованием солидаризации (совместное времяпрепровождение с принятие групповых ценностей). Нарастающее опасение утраты положительно окрашенного чувства принадлежности вынуждает принятие решения об окончательной идентификации с культовой группой. При этом остается угроза отвержения при нарушении принятых форм поведения.

Пребывание в условиях культа приводит к постепенной перестройке ценностных ориентаций адепта, обратимость которой прямо пропорциональна продолжительности культового воздействия. Одним из ведущих механизмов переструктурирования личности является «семантическое программирование». Суть его состоит в том, что знакомым переживаниям, свойствам, эмоциям, устремлениям, привязанностям, присваиваются и закрепляются новые словесные обозначения. В каждом культовом движении присутствует тщательно разработанная система понятий, в соответствии с которыми отныне должна происходить оценка личности. Эта терминология может быть нарочито архаизирована, стилизована под иные культурные традиции (например, восточные), вульгаризирована («Церковь Христа») или демонстративно наукообразна («Сайентология»).

:geek: В задачи настоящей работы не входит установление корреляции между лингвистическими особенностями метаязыка и степенью деструктивности программирующего воздействия того или иного культа, однако можно предположить усиление «адгезивности — слипчивости» участников культа при драматизации речевых конструкций и отдалении их от реальности здравого смысла. В качестве иллюстрации приведем словарь терминов, содержащийся в ритуальной книге движения «Церковь Божией Матери Преображающейся», бывший «Богородичный Центр».

«Обогрев» — окуривание невидимым кайфом из полового центра женщин. «Подселенец» — родовой упырь, инородное «тонкое тело». «Похотный жупел» — чёрный шарик с экстрактом сатанинских дымов, вытесненный в область чресел в тонком теле. «Пробитость» — уязвимость для астральных ударов. «Тартарные демоны» — отличаются от воздушных («мытарских»). Одержимые первыми смеют уповать на милость Божию, мучимые тартарными — бесноватые, одержимые, шизофреники. Они принимают крест «юродивого».

:!: Интересно, что первые попытки помощи людям, вовлечённым в культовую практику, очень напоминали методы культового воздействия на сознание. Программа «антикультовой промывки мозгов» предусматривала создание стрессовых условий, включающих голод, лишение сна, возможности получения информации и общения с родителями до момента «отречения от заблуждений».

Западное общество, отличающееся чувствительностью к нарушению прав и свобод личности, отвергло, после нескольких шумных судебных процессов «насильственное депрограммирование», и, в настоящее время, помощь жертвам культов оказывают так называемые «консультанты по выходу». Иногда создаются группы экс-культистов по типу собраний «Анонимных алкоголиков».

:? Наш собственный опыт терапевтического взаимодействия с жертвами культов показывает, однако, что они, как правило, избегают последующих встреч друг с другом. Слишком тягостными и эмоционально отрицательно насыщенными оказываются воспоминания о пережитом.

Приняв во внимание «технологию» культовой «промывки мозгов», коснёмся явления, распространившегося буквально за последние месяцы (в последнее время)*.

Если юридические аспекты деятельности «псевдорелигиозных культов» будут вскоре регламентированы законодательно, то очередная «кампания» схожего свойства ещё не вызвала настороженности общественного внимания и социально-психологической оценки. Речь идет о так называемом «многоуровневом маркетинге пищевых добавок» (сетевом маркетинге).

Начиная с известного «Гербалайфа», произошло лавинообразное вторжение фирм, рекрутирующих распространителей «оздоравливающих» субстанций. Для их обозначения многочисленные и вездесущие менеджеры чаще всего употребляют понятие «продукт», подразумевая, что предлагаемый товар обладает особым лечебным действием. В большинстве случаев это расфасованные фабричным способом наборы трав и минеральных веществ, которым присваиваются особые наименования. Примечательно, что фонетические сочетания, присутствующие в иногда причудливых названиях «продукта», направлены на возникновение ассоциативных связей с понятиями, характеризующими состояние физического благополучия (-энерго-, -вита-, -детокс- и проч ).

:roll: Тенденция к оздоровлению может быть рассматриваема в структуре стремления к безопасности, то есть в структуре основных мотиваций. Отсюда безошибочен расчет на то, что эти «продукты» при надлежащей системе убеждения окажутся привлекающими. В пограничной психиатрии известно понятие «ипохондрии здоровья». Эта описательно-диагностическая категория применима к конституционально обусловленным состояниям, для которых характерно стремления к непрерывному физическому усовершенствованию. Границы этой категории значительно шире, чем круг пациентов психотерапевта. Значимость здоровья в системе ценностей современной цивилизации необычайно высока и часто берет верх над стремлением к обогащению, власти и сексуальному удовлетворению. Этим «обмирщённое» отношение к своему соматическому состоянию контрастирует с позицией традиционной духовности, согласно которой как здоровье, так и богатство нравственно нейтральны.

:arrow: Удаётся подметить особые черты поведения и мышления личностей такого рода («дистрибьюторов»). Раньше они даже носили отличительные значки, призывающие «спросить их...», теперь внешне они стараются не выделять себя, подобно тому, как последователи «Общества сознания Кришны» отказываются от длинных оранжевых одежд и маскируют косички «вайшнавов» под со-временными кепочками-бейсболками. «Распространители пищевых добавок» часто схожи между собой по мировоззрению, общению, а часто даже внешне. Их методика взаимодействия с людьми и сам стиль жизни очень близки практике псевдорелигиозных культов и есть основания полагать, что речь действительно идёт об особого рода коммерчески ориентированном культе «оздоровления» (ныне – соотнесены к категории коммерческих культов)*. Как правило - это подчеркнуто скромно, но неизменно аккуратно одетые мужчины и женщины, при этом, однако, среди них не отмечается преобладания мужчин, как в случаях «противоалкогольного кодирования» или женщин, как большинства среди членов культов.

Они худощавы, со спортивной ухватистой выправкой, часто моложавы и неизменно экспансивны в манерах. Большинство из них, начинавших с «Гербалайфа», а ещё раньше, посещавших «оздоровительные группы», успело сменить ряд фирм — производителей. Последняя из них, соответственно их уверениям, в корне изменила их жизнь, является как образцом порядочного отношения к сотрудникам, так, единственным предприятием с задачей оздоровления всего человечества, благодаря абсолютной безвредности «продукта». Они охотно рассказывают об улучшении своего здоровья, ссылаясь неизменно на почти чудесное избавление от прежних хронических немощей.

Их деятельность, признаются они, больше чем работа. — «Это особый образ жизни, состоящий из двух процессов: правильного питания и постоянного очищения от зашлакованности, целью которого является повышение энергетики организма». Для них нет худшего понятия, чем «химия» — под этим, презрительно произносимым словом, понимаются все лекарства, кроме растительного и минерального происхождения. Им свойственна любопытная особенность восприятия сферы своего тела, проявляющаяся в «опредмечивании абстрактных понятий». Создается впечатление, будто они реально чувствуют, как выходят «шлаки» (любимое словцо!) из организма, как внутри «действуют ферменты и пищеварительные соки».

Их методы общения с людьми удивительны, вернее у них нет общения, они занимаются убеждением (не хочется произносить слово «вербовка»), так вот их методы характерны настолько, что можно предположить обучение им в каком-то одном месте. Попробуем выделить хотя бы несколько из них:

1) Улыбчивый монолог, так что невежливо прервать разговор с ними. Их трудно смутить, если в комнате несколько человек, они ищут глазами того, кто еще продолжает прислушиваться, и обращаются к нему, стремясь к тому, чтобы он согласился хотя бы с очевидной банальностью;

2) Установление солидаризации любого уровня, по типу: «Ну, мы женщины», или «Мы, врачи»; или даже житейское «Мы то с вами знаем, что...», словно намекая, но никогда не доводя до конца, что существуют «они», по отношению к которым «мы» должны быть заодно (манипулятивный приём обобщения)*.


3) Монолог начинается с подчёркивания благородства намерений, основными из которых являются эффективность, безвредность и низкая стоимость «продукта». Попутно дискредитируется «химия» или продукт конкурента, вспоминаются случаи, когда наблюдались побочные действия. Собеседник побуждается только к безупречной и эффективной деятельности. При очевидном отсутствии интереса, появляется «заговорщическая» улыбка и следует описание материальной выгоды распространения “продукта”.

4) Ни один вопрос не остается без ответа, даже вопрос, не имеющий отношения к теме - приветствуется с энтузиазмом, говорится несколько общих, но страстно-многозначительных слов и вновь начинается разговор о достоинствах “продукта”.


5) Построение разговора в такой тональности, словно желаемая цель уже достигнута. Сомнения собеседника остаются не замеченными и их даже неловко повторять. Содержание предельно утвердительное, колебаниям не оставляется места, обязательно обговаривается возможность следующего контакта с собеседником.

6) Встречаясь с решительным отказом, они не бывают обескуражены. Тогда они пытаются спросить разрешения хотя бы заглянуть через некоторое время. Они не допускают решительного обрыва контакта без проблеска надежды хоть чем-то заинтересовать в будущем.


Они будто бы безобидны. К ним было бы можно отнестись с непонимающей доброй улыбкой, как, например, к чудакам-любителям зимней рыбалки ранним утром. Они вызывают даже симпатию, они постоянно говорят о добре, в чём-то производя неуловимое ощущение несчастных людей. Но… если бы не их дети и не дети их знакомых, которых, начиная с внутриутробного развития (!!!), начинают приучать к “природным методам лечения”, пробуя и рекомендуя разные смеси, вовлекая целые семьи в нескончаемый процесс “восстановления” того или иного органа.

Глядя на них можно было бы просто пожать плечами, если бы каждого участкового врача районной поликлиники, с разрешения медицинских властей, не осаждал такой дистрибьютор. Сидя на врачебных приемах, часто облачившись в белый халат, они берутся за лечение всего, с чем бы ни обратился пациент. Каждая упаковка продукта, который они продадут с 10-минутным убедительным разъяснением, имеет целью подготовить пациента к дальнейшим покупкам “продукта” на фирме. Далее следует “завлекающий” рассказ, в котором последовательно аргументируется и скидка на последующие заказы, и снижение цены на оптовые приобретения, и, главное, то, чтобы каждый человек, с которым их сводит судьба, собрал бы собственную сеть клиентов, стал бы таким же как они.

В этой статье мы попытались описать распространённый в различных вариациях феномен со-временной российской (постсоветской)* действительности. Пожалуй, самое удачное, может быть, подлинно народное название для него — «кодирование». В любой модификации, преследующий любую цель, это способ манипуляции, включающий изменение состояния человека; ложь той или иной степени; подталкивание к нужному эффекту угрозой или выгодой.

:shock: «Кодирование» всегда предусматривает отрицание человеческой уникальности и свободы. Применяемое в психотерапии, оно низводит личность до биологического организма, в культовой практике — до индивида, члена замкнутого сообщества, в маркетинге — до функционального «манекена здоровья».

Смотрите, пожалуйста, видео: Kraftwerk Die Roboter :arrow:Изображение

Феноменологически различимо простое и сложное «кодирование». В первом случае - следует примитивное запрещение: «Не делайте этого, а то будет плохо!», во втором — сложная последовательность «инсталлированных в психику» команд: «Вам надлежит действовать определённым образом, гибко и эффективно, только в определённых пределах, и вы достигнете исполнения своих желаний!». И в том, и в другом случае справедлив принцип «нажми на кнопку — получишь результат». Так образуется закрытая система элементов, работающая по принципу обусловленности и прекращающая действовать при открытии границ.

Эссенцией «кодирования» является ограничение реальности до опредёленных кем-то пределов функционирования, отрицание и запрет «выхода за ...». Это возможность существования только в одномерном пространстве. «Кодирование» может быть названо «программированием» или даже «зомбированием». Механистичность воздействия может быть эффективной, но эффект ограничивается чисто функциональными ценностями: житейское равновесие, здоровье, безопасность. Трансцендентные или духовные ценности: подлинное уважение, творчество, любовь, религиозный опыт (Богообщения) - невозможны или присутствуют в виде замены, подделки, миража. Таким образом, оправдан вывод относительно того, что описанное явление является насилием над личностью, служит препятствием достижению духовной зрелости, подлинному самораскрытию навстречу своему уникальному призванию на Земле.

Литература

1. Lifton R J. The Future Of Immorality And Other Essays For A Nuclear Age. Basic Books, NY, 1987.
2. Beckford J.A. A Typology Of Family Responses To A New Religious Movement//Marriage & Family Review, 1981,Vol 4(3-4),pp 41-55.
3. Белорусов С.А. Недирективное депрограммирование жертв псевдорелигиозных культов // Альфа и Омега, №11, 1996.
4. Belorusoff S. Formation Counseling Of Victims Of Cults As A New Perspective For Trans-therapy // Epiphany Ассенизация, № 2, 1996.
5. Langone M.D (ed) Recovery From Cults. Help For Victims Of Psychological And Spiritual Abuse. W W. Norton & Comp , NY, 1993.

Журнал практического психолога. 1998/№3.

Консультация психолога в Украине

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru