Предыдущее посещение: Текущее время: 25 сен 2020, 09:06




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как правильно делать домашее заданее?
СообщениеДобавлено: 29 апр 2010, 16:32 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
КАК ОСЕДЛАТЬ ВРЕМЯ? Чтобы не растягивать «домашку» на целый день.

В рядах родителей брожение: «Дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы, Мария Владимировна, задавайте поменьше!»
Ну, а детям вслед за родителями как себя не пожалеть: «Я вчера до двенадцати ночи делал домашку! Ужас!»
Но у меня своя версия этих «ужасов».

Версия «ужасов»

Родители не сумели (или даже не собирались) организовать ребенку рабочее пространство в доме и вместе с ребенком разумно выстроить учебный день.
Поэтому ребенок посидел пять минуточек за уроками, а потом пошел на кухню чаю попить… Но не смог пройти мимо телевизора, вот и задержался на часок... Потом почитал еще пять минут и задумался... Потом поел... Поиграл с братом...
Потом домашняя работа растянулась у него на целый день.
А когда пришла пора спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны. “О чем они там в школе думают? Разве можно так много задавать?”
И полусонный ребенок кое-как дописывал проклятое упражнение...

Ура, кружочков больше!

Прежде всего я решила разобраться со временем. Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?
– Что-о это? – спрашивают удивленно третьеклассники.
– Время засеките, – отвечаю, – когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, – в кружочке, больше получаса – в квадратике.
В классе были новенькие, которые до сих пор не умели определять время по часам – никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома ее почти не бывает). Вот он – настоящий мотив-то. И ведь не учительница задала учить циферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось срочно научиться определять время.
На следующий день вхожу в класс – вся доска в кружочках и квадратиках. «Кружочков явно больше», – с облегчением отмечаю про себя.
Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса – нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Костина:
– Ребя, представляете, я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка – жди, что она приобретет тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени.

НА ЛЮБОЙ ВКУС
Варианты заданий на дом

Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое – куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не сделают совсем («Я не расслышал!», «Меня не было, а мне не объяснили!», «Я думал, кто хочет, тот и делает!», «В дневнике ж ничего нету!» и так далее).
Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали ее в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи задание в тетради.

В рабочем порядке

Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):
1. Либо выполнить два упражнения из учебника;
2. Либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определенном литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта – на выбор (см. с. ???);
3. Либо сделать тетрадную страницу «дырявого текста» (см. с. ???), предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);
4. Либо переписать «на точность» страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.
Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то – в зависимости от настроения – пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.
Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.

Эксклюзив

А однажды (В.Букатов подсказал – а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке.
– Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!
– Вот и познакомитесь, – безжалостно сказала я им тогда.
И пошли они к соседям с открытками – репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.
А потом надо было поймать соседа по парте – показать шедевр и узнать у него еще одну версию.
На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где – соседа по подъезду, а где – однокашника.

ЗАЧЕТ «ПО НАКЛЕЙКАМ»
В борьбе за аккуратность домашней работы

Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал все быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но видно ведь – навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.
Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, – к этому же надо как-то прийти.
Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками, – там, мол, они дешевые.

Оценка «за красоту»

Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). «Красоту» я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.
Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. «Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?... Какой серии?.. У тебя сколько?..»
Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные – красочные, глянцевые, мультяшные!..
В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас «зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.

Дидактическая поэма

Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь – как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?
А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.
Вела с ним изнурительную переписку: «Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три». Бесполезно.
Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.
Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку. И наконец нашла – за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался – даже две последние заполненные странички погладил утюгом.
А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?
В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!»
Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.

Нашел, недавно, познавательный Портал для детей и родителей. Ваш ребенок. Много полезной информации для родителей и детей.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru