Предыдущее посещение: Текущее время: 18 апр 2019, 17:37




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Опасность мультфильмов для детей и как с этим справиться
СообщениеДобавлено: 24 апр 2012, 23:47 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 706
Откуда: Украина
Психологи уверяют, что современная анимация вредит детям. Давайте же попробуем вместе выяснить, чем именно мультипликация может быть вредна для детей и как с этим можно справиться.

*** Интерес к теме возник спонтанно: моему племяннику, которому исполнился только год, сестра, чтобы высвободить для себя и мужа свободное время, начала исподволь «прививать» ему … любовь к мультипликации, обратившись ко мне с просьбой «подобрать безобидные и интересные для его возраста мульты»(???!!!)

:o Не подействовали никакие доводы относительно совершенной нелогичности такого подхода к воспитанию ребёнка, а с психологической т.з., и вовсе — недопустимости привития таких пристрастий детям с раннего младенческого возраста. Всё это принудило меня вернуться к этой непростой теме и более детально изучить современное состояние дел в области «воспитания детей мультипликацией» со всеми психологическими «за» и «против» (с учётом того, что далеко не каждой новинке из мультов есть возможность уделить время и внимание). Именно поэтому, обнаружив на своём отечественном ресурсе достаточно обоснованное отношение к теме, решил предложить найденный материал во всём его многообразии и нашим пользователям, что будет подано с некоторыми моими редакторскими правками.

Примечания:

1. Публикуется на основе комментариев детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольги Сташук.

2. Далее, по тексту, все мои личные ремарки будут помечены знаком «*»

3. По ходу ознакомления с темой и специфических её составляющих, может возникнуть ваше желание (и моё, соответственно, тоже) внести дополнения, замечания или поделиться своими наблюдениями, соображениями или переживаниями частного порядка - милости прошу, дерзайте!
___________________________________________________________________________________________________________________

:roll: Когда в семье появляется ребенок, родители волей-неволей начинают смотреть мультики. Казалось бы, что проще — купить диск проверенных советских мультфильмов и успокоиться. Но кто сказал, что ваш малыш будет как и вы, умиляться от восторга, глядя на приключения Чебурашки или дяди Федора из Простоквашино? В его социуме живут совсем иные персонажи — супермены, пингвины, тачки, смешарики и тому подобные существа. И если вы хотите понимать своего ребенка, вам придется познакомиться и с ними. Иначе в песочнице и детсаду ему поговорить будет не о чем.

:? Однако я не раз замечала, что мой 5-летний Ростик (Ростислав — по многим рекомендациям специалистов, и моя точка зрения на это аналогична — детей чаще следует называть их полным именем, при обращении к ним родителей и иных взрослых членов семьи, что закладывает в них и взрослые черты характера)* после просмотра некоторых мультиков начинал кусаться или плохо спать. Запретить смотреть мультфильмы — нереально. В этом возрасте пульт для ребенка (компьютерная клавиатура)* — любимая игрушка, и отобрать ее не представляется возможным (особенно, когда это становится вседозволенностью с попущения самих же родителей, и, думаю, что замечание относительно «отобрать ее не представляется возможным» — является сильным преувеличением: многое зависит и от системы семейных ценностей, и от личного примера родителей, их волевых усилий — чему у меня есть множество примеров среди друзей и знакомых, для которых ни TV, ни прочая видео-комп-мишура ценнее личности их детей/- ребёнка – не являются)*. К тому же психологи считают, что если человеческая душа тянется к просмотру этого фильма, значит, что-то душе от этого фильма нужно. «Задача родителя — разобраться, какие именно эмоции движут ребенком и как их правильно размещать, выплеснуть. А каждый просмотр мультфильма желательно обсуждать с малышом, особенно если ему всего от 2 до 5 лет (но не 1 годик!!!)*, что здесь хорошо, а что плохо, чтобы он не взял на вооружение какой-то негативный образ или элемент поведения. В таком случае ни один не будет опасным и вредным».

:?: На что же именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления о них 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

Опасности мультфильмов: «Лунтик» воспитывает в ребенке жертву
Вложение:
Кадр из мультфильма_Лунтик.jpg


Был период, когда «Лунтика» Ростик смотрел регулярно утром после завтрака. Хватало его ровно на одну серию, потом просил переключать на что-то более динамичное. Поначалу не мог понять: «Лунтик, это кто, слоненок?». А когда узнал, что Лунтик живет на Луне, спросил: «А что, луна фиолетовая?».

Комментарий психотерапевта (психолога-консультанта):

Многие ругают «Лунтик» за то, что главный герой «не зайчонок, не лягушка, а неведома зверюшка». Ведь мультик для детей от 3 лет должен быть максимально приближен к реальным образам. Хотя идентифицируя себя с фантазийным персонажем, ребенок ищет свою неповторимость. Однако «драйверы» — установки «Лунтика» — однозначно нездоровые. Например, установка: «Я должен быть хорош для всех. Любовь надо заслужить». Он воспитывает жертву и стремление «не быть собой», угождать и максимально соответствовать требованиям социума. В итоге Лунтик такой «хороший» персонаж, что от него начинает тошнить.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Если ваш ребенок тихий и правильный, как Лунтик, то стоит комментировать некоторые фрагменты, выражая естественные эмоции, например: «А вот я бы тут разозлился!» («А вот тут я не дал бы спуску!»; «Я бы здесь очень даже возразил!» и т.п.)*.

Опасности мультфильмов: «Пингвины из Мадагаскара» культивируют "сортирный" юмор
Вложение:
Кадр из мультфильма_Пингвины из Мадагаскара.jpg


У Ростика мультик «Пингвины из Мадагаскара» — лидер по просмотрам две последние недели. Просит включить его и перед походом в садик, и после ужина дома. Как только он начинается, Ростик принимается кричать на всю комнату: «Шкипер! Ковальски!». Появилась и новая шутка: подойти к маме или папе, укусить за руку или щеку, а потом долго ехидно смеяться.

Комментарий психотерапевта (психолога-консультанта):

Не мультик, а находка для психолога. Ощущение, что характеры четко прописаны по типам личности и у каждого пингвина есть свой диагноз. Шкипер — параноидальный солдафон. Рядовой — оптимист, на жизнь смотрит с юмором. Ковальски — интеллектуал, аналитик. Если смотреть по Фрейду, то пингвины явно застряли на стадии, которую проходят дети от 1,5 до 3 лет, когда их приучают к опрятности, хождению в туалет, мытью рук. Здесь четко выписан детский интерес к нечистотам, унитазу, супервонючкам и так далее. И это очень привлекает детей, это темы их обсуждений в садике. Это неплохой выход чувству стыда. Также позитивна и привлекательна слаженность «коллектива пингвинов», их доведение любого дела до конца.

Из негативав «Пингвинах» нет смыслового спектра. Чему этот мультик учит ребенка? В «Мадагаскаре» хороший посыл — быть самим собой, принимать другого таким, какой он есть, а в «Пингвинах» этого смыслового спектра нет. Задания, которые они придумывают себе, совершенно нелепые: движение ради движения, действие ради действия: давайте весело и дружно делать что-то, не понимая, зачем. Неконструктивно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Спросить у ребенка, какой персонаж ему больше всего нравится. Попросить описать — это и будет образ его внутреннего «я». Тот образ, каким мечтает видеть себя. А это — лучшая диагностика его душевного состояния.

Опасности мультфильмов: «Маша и Медведь» воспитывает в ребенке садиста?*

:? «Маша и Медведь» — один из любимых мультфильмов Ростика. Диск, на котором записаны серии, засматривался до дыр и не единожды переписывался. Во время просмотра Ростик прыгает по комнате, шумно играет машинками, скачет по дивану и очень веселится. Как-то выпросил пластиковую часть от шприца (без иглы) и бегал за всеми с криками «Давай-давай лечиться!»
Вложение:
Кадр из мультфильма_Маша и медведь_.jpg


Комментарий психотерапевта (психолога-консультанта):

Классический пример садомазохизма, где есть жертва (Медведь) и маленький садист (Маша)?* Идентифицируясь с Машей, ребенок испытывает триумф от того, что внутренне «берет верх», «делает» взрослых. Таким образом он выплескивает все накопившиеся эмоции наружу. Маша является эдаким «транслятором» детского саботажа, причем совершенно спонтанным. Всем своим поведением она требует: «Что бы еще такого сделать, чтобы меня остановили?». Позитивный, природный, но в целом деструктивный ребенок (для погашения "деструктивизма" которого - на самом деле есть много способов, но потрудиться и позаботиться об этом надлежит самим родителям, где применительно к обстановке, думаю, главенствующим принципом может стать "Делай, как я!": т.е. - спонтанно и конструктивно, а если и ошибочка выходит, то своевременно её исправить, в такой же шутливой и юморной форме, как у тех же Маши и Медведя, кстати - креативщика на сей счёт потрясающего)*.

Побыть в роли Маши мечтает каждый из нас — и в этом успех мультсериала. В роли Медведя — совершенной жертвы — чаще бывают бабушки-дедушки, которые все позволяют и все прощают своему внуку. Как правило, после пребывания у бабушек родители несколько дней, как Медведь, хватаются за голову и не знают, что со своим чадом делать. Любая спонтанность граничит с правилами, которые ребенку нужно принять. Принятие правил — наша цена за жизнь в социуме.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. После просмотра «Маши» ребенок, особенно в возрасте до 6 лет, может стать более активным, более спонтанным. Это нужно умело дозировать, направлять в созидательное русло. Задавать вопросы: «А тебе не жалко Мишку? Как думаешь, тут Мишке больно? Вот тут я на Машу злюсь, а ты?» (я с Машей не согласен/- на; меня такое поведение Маши раздражает/- возмущает)*

Опасности мультфильмов: «Смешарики» негативно показывают девочек

:? Диск с сериалом «Смешарики» Ростику подарили на день рождения. Однако даже одну серию малыш не смог досмотреть до конца. Попросил выключить и больше не ставить. На вопрос «Почему?» сказал: «Мне скучно, давай мы не будем его смотреть».

Комментарий психотерапевта (психолога-консультанта):

«Смешарики» получили множество премий и считаются «сертифицированными» для показа малышам. Модель мира здесь, и правда, позитивная, где-то перекликается с «Винни-Пухом». Однако может возникнуть проблема с идентификацией персонажей, надо включить фантазию и угадать, что за зверь, скажем, Пин и Копатыч. Вроде бы добрые герои, ничего отрицательного нет. Темы взяты интересные, но и развязки особой не наблюдается. Например, в «Скверных приметах» один из героев начитался книги о приметах и всячески их нагнетал. «Ты сейчас врежешься, потому что у тебя номер 13 на самокате». Возникает повышенная тревожность. В итоге приходит хрюша Нюша и говорит, что это все ерунда. И не объясняет, почему и что делать. В итоге для ребенка скверные приметы так и остались скверными. И что ему делать — непонятно. «Смешарики» хороши для школьного возраста, когда ребенок уже знает, что такое ирония.
Вложение:
Кадр из мультфильма_Смешарики.jpg


И еще момент. Единственный женский персонаж в мультике Нюша (хрюша) выведен достаточно негативно. Это доминантный тип женщины. Если мужские герои спокойные, задумчивые, интеллектуальные, то Нюша — маленькая стервочка, которая всеми руководит. Если бы был еще один образ-антипод, это бы как-то сглаживалось. То есть здоровой женской модели здесь не показано. Словом, идея хорошая, но для детского восприятия малышей она не до конца продумана.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Если ребенок дошкольного возраста, то «Смешарики» лучше смотреть со взрослым и обязательно потом обсудить. Спрашивать, например, о чем была серия, что понравилось, чье поведение удивило и т.д.

Опасности мультфильмов: «Спайдермен» повышает тревожность

:? После просмотра серии «Человека-паука» Ростик долго не мог уснуть, метался по комнате, изображая спайдермена. Ночью он с кем-то дрался и ссорился, пришлось даже будить, потому что он чуть не вывалился из кроватки. Говорил, что ему снились пауки. Заставил обойти весь дом в поисках живых пауков. Нашел в коридоре одного и не успокоился, пока мы не сняли паучка пылесосом.
Вложение:
Мультфильм_Спайдермен.jpg


Комментарий психотерапевта (психолога-консультанта):

«Человек-паук» может быть крайне привлекательным как для мальчиков, так и для девочек с 4 лет. Тема старая, но очень популярная — игра в супергероя, богатыря, который всех спасает и обладает недюжинными способностями. Ребенку нужно иметь подобную идеальную модель: для мальчиков — символ мужественности, для девочек — образ защитника. Для деток постарше есть тема гражданской ответственности: нельзя проходить мимо того, кто в беде. И в этом кроется большой перекос. Когда один человек берет личную ответственность за все, что происходит в мире, и сам пытается перекроить весь мир — это идея-фикс. Супергерой возникает, если мир — тотальное зло и несправедливость, и после просмотра может возникнуть излишняя тревожность.

:roll: Хотя в случае с очень спокойным по натуре Ростиком «Человек-паук» может даже приносить пользу, дав ребенку понять, что где-то в нем внутри сидит та личность, которая сможет дать отпор, всех победить, навести порядок и справедливость. Похоже, что во сне он проживает то, что не позволяет себе в повседневной жизни (постоять за себя, выплеснуть обиды).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Спрашивать, как бы ребенок поступил на месте Человека-паука. Объяснять, что мир надо изучать, а не сразу изменять. И что ребенок не один, как герой мультика, а вокруг есть много людей, способных помочь.

Опасности мультфильмов: «Губка Боб» отупляет детей

:shock: Обычно активный и подвижный Ростик смотрел «Губку», почти не двигаясь. И в какой-то момент спросил: «А что, можно съесть фонарик?». Оказалось, в серии герой проглотил фонарик и зажег его изнутри. Пришлось срочно выключить телевизор и рассказывать, что Боб шутит и так делать нельзя (прошу принять ко вниманию всех родителей: да, именно так следует поступать и во всех иных случаях неадекватных как сюжетов в мультах, так и в поведении детей, запасшись терпением и в готовности к тому, что некоторое время и самим придётся побыть без TV-видео «хлебов», чтобы утрясти ситуацию, в противном случае – деструктивные последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми)*.
Вложение:
Кадр из мультфильма_Губка Бо.jpg


Комментарий психотерапевта (психолога-консультанта):

Смысла в сериале нет, шутки крайне примитивные: постучали друг дружке по голове, кинули мороженым в стекло. Губка и его друг десять раз не могли влезть в автобус, потому что в очереди то Губка заснул, то конфету себе в ухо засунул, то съел фонарик. Все, что придет ребенку в голову после просмотра, — засунуть себе что-то в ухо. Что, согласитесь, довольно опасно. Самый низкопробный юмор, сравнимый со смехом от битья кувалдой по голове. Думаю, мир аутистов богаче и логичней, чем мир Губки Боба. Если задача родителя — отупение ребенка, то «Губка Боб» — лучший помощник. Кстати, в штате Вирджиния проводили эксперимент: группе дошкольников показывали несколько серий одного мультфильма, а потом проверяли их на концентрацию внимания, агрессивность, гиперактивность. После «Губки Боба» дети показали наихудшие результаты.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не показывать детям до 10 лет в надежде, что потом ему это вовсе будет неинтересно.

*** P.S.: Статьи в оригинале по данной теме размещены на украинском интернет-ресурсе СЕГОДНЯ.ua и составлены журналисткой Анастасией Белоусовой.

В заключение замечу, что предполагаемая реакция на мульт-содержание детей-мальчиков от детей-девочек может существенно отличаться друг от друга, как по вполне понятной причине их разной поло-ролевой идентификации, так и в силу очень разных иных/- индивидуальных причин, установить которые точно может помочь только специалист. Именно поэтому при наличии явных признаков, как описанных в этой статье, так и иных, свидетельствующих о негативных воздействиях «мульт-воспитания» — лучше поспешить показаться с малышом к профессиональному специалисту (психотерапевту, психологу-консультанту). Затягивание времени с визитом может затем обойтись намного дороже, как для эмоционального и соматического здоровья, так и общего благополучия всей семьи в целом.

:idea: Родителям нужно помнить, что при всей внешней безобидности — приучение к просмотру мультфильмов детей, особенно с их раннего младенческого возраста, может вести к самым непоправимым последствиям в личностном развитии ребёнка. Опасность таится там, где мы меньше всего её ожидаем. В данном случае – это замещение подвижного, динамичного образа жизни со всем его богатым спектром чувств и ощущений – деструктивным двойником бытия в мире, со всей ирреальностью и виртуальностью происходящего, где велика угроза растворения в небытии, поглощения им.

:roll: В любом случае, прежде чем предложить малышу мульт - лучше просмотреть его самому, критически отнёсшись к содержанию и действиям персонажей, примерив, как бы и на себя: что полезного здесь можно почерпнуть, чему научиться в возрасте моего ребёнка (прислушавшись внимательно и к тому, какой ответ даст ваш внутренний ребёнок)? И только тогда это не будет навязыванием или отмахиванием от настоящих нужд и потребностей ребёнка, если иное, кроме как привлечения/- отвлечения к "мулти-пульти" не представляется возможным - буду вместе с вами реалистом... ***

Консультация психолога в Украине

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru