Предыдущее посещение: Текущее время: 04 дек 2021, 13:14




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Теория влечений в психоанализе
СообщениеДобавлено: 02 май 2010, 15:58 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ — МЕЖДУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНОЙ

Теория влечений имеет для психоанализа основополагающее значение. Разработанная Фрейдом и многократно пересмотренная, она стал причиной многих проблем, которые пришлось ему преодолевать. Даже те, кто поначалу был сторонником Фрейда — например, Ранк, Адлер, Юнг и Штекель, — разошлись с ним не в последнюю очередь из-за его теории влечений. Несмотря на враждебное отношение бывших приверженцев, она заняла центральное место в психоаналитической теории. И по сей день, после бурного развития психологии Я, психоанализ усматривает во влечениях первопричину всех психических процессов.

Согласно Фрейду, влечение возникает из внутренних соматических источников. Влечение не прекращает своего действия и постоянно оказывает влияние на психическое событие. Фрейд выделяет четыре характеристики влечения: источник, объект, цель и настойчивость. Источником — пишет Фрейд, — является состояние телесного возбуждения, целью же — устранение этого возбуждения. На пути от источника к цели влечение оказывает психическое воздействие. Таким образом, влечения представляют собой силы, берущие начало в соматическом источнике, репрезентирующиеся психически и отличающиеся напористым характером. Они проявляются через репрезентанты представлений и аффектов. Для того, чтобы достичь своей цели, они направляются на объект, в котором или с помощью которого они и достигают удовлетворения. Фрейд (1905а) представлял себе влечение как сумму стремящихся к оттоку энергий. Цель влечения может быть достигнута и в собственном теле, но, как правило, она все же представляет собой внешний объект. Его внутренней целью неизменно остаются телесные изменения, воспринимаемые как удовлетворение.

Объект является наиболее непостоянным компонентом влечения. Изначально они между собой не связаны, и объекты влечений меняются в процессе развития. Предпосылкой является исключительно склонность к отводу влечения.

Фрейд считал, что инстинктивные побуждения, происходящие из одного источника, могут присоединяться к побуждениям, возникающим из других источников, разделяя их дальнейшую судьбу. Более того, удовлетворение одного влечения может быть заменено удовлетворением другого. Наряду с объектами влечения переменной величиной являются также и цели. Как объект, так и цель могут быть заменены другими.

Фрейдовская теория влечений является дуалистической (1920), то есть он различает два влечения. При этом вначале речь шла о влечениях к самосохранению и сохранению вида, которые он называл «влечениями Я» и «сексуальными влечениями». Когда Фрейд занимался невротиками (1905а), в поле его зрения попали прежде всего сексуальные влечения. К ним он относит не только генитальные, но и чувственно-догенитальные стремления. В нарушении их развития он усматривал причины невротических симптомов. В противоположность сексуальным влечениям Фрейд описал (1917, 1920, 1933) в качестве второго рода влечений влечения к самосохранению, которые локализованы в Я. К ним относятся, например, стремление к власти, потребность в самоутверждении, тенденции к преодолению, а также защитные процессы, называемые защитными механизмами Я, функция которых состоит в том, чтобы противостоять предосудительным побркдениям (см. статью В. Шмидбауэра). В отличие от пластичных, взаимозаменяемых сексуальных влечений влечения к самосохранению являются «непреклонными и безотлагательными» (XV, 104).
Фрейд (1923а, Ь, с) не сразу признал роль агрессивности, хотя уже в 1908 году Адлер выдвинул гипотезу о существовании автономного агрессивного влечения.

Наблюдая феномен навязчивого повторения, Фрейд был вынужден допустить наличие агрессивного влечения. Поэтому в 1920 году он объединил влечения Я и сексуальные влечения как в сущности однородные во «влечении к жизни» (эросе) и противопоставил им «влечение к смерти» (танатос). Цель влечения к смерти состоит в том, чтобы «привести живое в неорганическое состояние». Эрос носит конструктивный характер и охватывает противоположности влечений к самосохранению и сохранению рода, любви к Я и любви к объекту. Гартманн, Крис и Лёвенштейн, напротив, видят в понятии «влечения Я» самостоятельный источник влечений.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru