Предыдущее посещение: Текущее время: 19 авг 2019, 01:35




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Коммуникация в диаде мать - дитя
СообщениеДобавлено: 18 мар 2010, 13:24 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
В одной из своих наиболее ранних, но опубликованных посмертно работ («Проект научной психологии», 1895) Фрейд обсуждает, каким образом в диаде возникает коммуникация. Я уже ссылался на его высказывание в другом месте (Spitz, 1957) и изложу его здесь еще раз: говоря об усилии разрядить импульс, проходящий по моторным путям, Фрейд обсуждает процесс разрядки, который становится необходимым из-за стимулов, возникающих внутри тела. В качестве иллюстрации своего тезиса он приводит потребность в пище. Фрейд поясняет: для того чтобы избавиться от напряжения, вызванного голодом, необходимо совершить изменение во внешнем мире, однако новорожденный беспомощен и добиться этого неспособен. Младенец может разрядить напряжение, вызванное потребностью, лишь с помощью диффузных и случайных проявлений эмоций — криком, иннервацией кровеносных сосудов и т.д. Подобная разрядка не может полностью ослабить напряжение. Стимул можно устранить лишь специфическим вмешательством извне, то есть предоставлением младенцу пищи. Помощь извне необходима, и младенец получит ее, если с помощью неспецифических и случайных проявлений разрядки в виде крика, диффузной мышечной активности и т.д. привлечет внимание человека из своего окружения.

Это рассуждение Фрейд завершает фразой, которая в концентрированной форме раскрывает целую область психоаналитического мышления: «Таким образом, этот способ разрядки приобретает чрезвычайно важную вторичную функцию, а именно установление взаимопонимания с другими людьми; тем самым изначальная беспомощность человеческого существа становится первоисточником всех моральных побуждений»

В немецком оригинале Фрейд (1895) использовал термин « Verstaendigung», который в данном контексте в первую очередь относится к коммуникации.

И с теоретической, и с терапевтической, и с профилактической точки зрения представляется крайне важным проникнуть в природу коммуникации между матерью и ребенком на довербальной стадии. В психоаналитической литературе эта тема еще не привлекла того внимания, которого она заслуживает. Философы, психологи и даже некоторые психоаналитики периодически высказывают неподтвержденные гипотезы о том, что коммуникация между матерью и ребенком основывается на экстрасенсорном восприятии или на телепатии. Я недостаточно компетентен, чтобы высказать свое мнение по поводу экстрасенсорного восприятия; мое исследование ограничивается рамками эксперимента и наблюдения. Соответственно, и к феномену коммуникации между матерью и ребенком я подходил с точки зрения экспериментатора-наблюдателя. В будущем должно быть проведено еще множество подобных исследований. Вполне возможно и даже вероятно, что в дальнейшем изучении этого феномена огромную пользу принесут современные достижения теории коммуникации. Все больше исследователей, как правило, математики и физики, а с недавних пор также неврологи и психиатры, начинают обращаться к кибернетике и теории коммуникации. Мой же способ исследования более прост, он едва соприкасается с границами этих крайне сложных методов.

Коммуникация у животных и человека

В моих попытках достичь некоторого понимания способов и каналов коммуникации между матерью и ребенком я мог опереться на исследования в области коммуникации животных. Эксперименты с животными предоставляют ученому свободу, которой мы не можем, да и не желаем обладать при исследовании человека. Поэтому этологам и зоопсихологам удалось сделать весьма важные открытия, позволившие вывести определенные общие постулаты, которые в той или иной степени могут оказаться полезными и при изучении коммуникации в диаде.

Животные общаются на уровне психологической интеграции, который приблизительно можно назвать аффективно-конативным: он фундаментально отличается от когнитивных и абстрактных функций вербальной коммуникации. Общение между матерью и ребенком в первые шесть месяцев жизни и даже до конца первого года также протекает на невербальном уровне с использованием средств, аналогичных тем, что преобладают в животном мире.

Животные, в зависимости от их вида, располагают различными средствами коммуникации. Как показал фон Фриш (1931), пчелы общаются с помощью того, что он именует «танцами». Этологи Конрад Лоренц (1935) и Тинберген (1951) продемонстрировали на рыбах, птицах и ряде млекопитающих, каким образом определенные формы поведения становятся способом общения. Это поведение состоит из сигнальных поз, а также из определенных звуков; те и другие имеют свойства гештальта. Подобные паттерны поведения не содержат сообщения, адресованного одним субъектом непосредственно другому. Сообщения относятся к наиболее элементарным формам проявлений, которые Карл Бюлер (1934) назвал экспрессивными. Паттерны поведения выражают то, что я, за неимением лучшего термина, назову состоянием духа, настроением, аффективной установкой, связанной с непосредственным переживанием субъекта. Это неконтролируемая и ненаправленная реакция на стимул, воспринятый субъектом.

Реакция со стороны второго животного при демонстрации подобного паттерна поведения выглядит так, словно он воспринимает это поведение в качестве сообщения, адресованного лично ему, однако эта видимость обманчива. На самом деле второе животное также реагирует лишь на воспринятый им стимул, а не на сообщение. Восприятие стимула вызывает у второго субъекта поведение, являющееся копированием, гомологом или дополнением воспринятого стимула.

Биренс де Хаан (1929) провел разграничение между подобной коммуникацией и человеческой речью, назвав язык животных эгоцентрическим, а человеческий — аллоцентрическим. Термин Би-ренса де Хаана «эгоцентрический» не имеет ничего общего с психоаналитической концепцией Я. Этот автор, как и Пиаже, именует «эгоцентрическим» все, что «сосредоточено на субъекте»; поэтому, называя язык животных эгоцентрическим, он подразумевает, что тот не обращен к другому животному, а остается лишь выражением внутренних процессов. Ту же позицию занимает и новорожденный, еще не обладающий собственным Я. Издаваемые им звуки являются выражением внутренних процессов и никому не адресованы.

Джордж Мид (1934) проиллюстрировал особенности этой формы коммуникации (хотя уже на более высоком уровне) следующим примером: когда собака А лает, а издали ей откликается собака Б, то собака Б не может знать, имеет ли ее лай какое-либо значение для собаки А, не говоря уж о том, какое это могло бы иметь значение. Нам, наблюдателям, известно, что лай собаки Б окажется стимулом для А и что собака А в свою очередь ответит лаем, выражая свои чувства по поводу того, что она получила такой стимул. Однако собака Б не может этого знать, поскольку ее лай является эгоцентрическим, а не аллоцентрическим, как язык человека.

В развитии человеческой речи эта примитивная форма общения представляет собой филогенетически обусловленное наследие, которым мы уже с рождения обладаем в виде предрасположенности. Позднее на эту филогенетическую предрасположенность наложит-ся специфически человеческое онтогенетическое развитие. Этот онтогенетический привой будет состоять из аллоцентрической (направленной) и произвольной коммуникации, происходящей посредством семантических сигналов и знаков. Высшей ее стадией станет развитие символической функции.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru