Предыдущее посещение: Текущее время: 24 окт 2019, 00:48




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Роль отношений мать-дитя в развитии младенца
СообщениеДобавлено: 18 мар 2010, 13:21 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
Ранее мы исследовали с разных точек зрения личность новорожденного и младенца. Эти аспекты невозможно отделить друг от друга; в действительности они являются лишь различными сторонами неделимого целого. Исследуя последовательно эти различные аспекты, мы приближаемся различными путями к целому: либо с точки зрения созревания, если говорим о последовательности и о прогрессии, либо с точки зрения структуры, если говорим о Я, либо с точки зрения отсутствия структуры, когда говорим о пластичности младенца; исследуя зарождение психической организации, мы рассуждаем с точки зрения развития или адаптации. То, что мы называем «младенцем», заключает в себе очень многое: в первую очередь наследственное оснащение, подвергающееся затем динамическим процессам; их мы и имеем в виду, говоря об их проявлении в форме аффектов, — именно эти элементы сообщают жизненную инициативу целостности под названием «младенец».

Взаимодействие в диаде мать—дитя

Формирующие влияния, возникающие в окружающей среде (то есть исходящие от матери), направлены на эту живую, реагирующую и развивающуюся целостность. Теперь мы должны обратить внимание на взаимодействия, возникающие между целостностью «младенца», с одной стороны, и этими формирующими силами — с другой. В первую очередь мы исследуем действия и реакции, возбуждаемые в младенце матерью. Я использую термин «возбуждаемые», не имея в виду сознательные намерения матери, но, скорее, подразумевая, что мать является постоянно изменяющимся стимулом, некоей возможностью, градиентом. Само существование матери, ее присутствие, является стимулом, вызывающим реакцию младенца; самые незначительные ее действия, далее не связанные непосредственно с младенцем, оказываются для него стимулом. В рамках объектных отношений действия матери, которые вызывают у младенца очевидную реакцию, являются наиболее простыми и наиболее поддающимися наблюдению формами стимулирующего взаимодействия внутри диады. О более тонких формах мы поговорим позднее.

Пока же мы можем отметить, что в течение первого года жизни переживания и намеренные действия становятся, пожалуй, наиболее важным изолированным влиянием при развитии различных сторон личности младенца. Младенец испытывает удовольствие в процессе разрядки своих инстинктивных влечений в форме действия. Любому человеку, наблюдавшему за поведением младенца, знаком тот явный восторг, который выказывает малыш, избавившись от стесняющих его пеленок, и это удовольствие возрастает, если в нем принимает участие партнер, то есть мать. Стремление ребенка к партнеру совершенно очевидно, и с каждой неделей оно становится все более целенаправленным. Успех также усиливает испытываемое ребенком удовольствие; ребенок повторяет успешное действие и, в конечном счете, овладевает им. В то же время он отказывается от действий, которые неизменно приводят к неудаче.

Таким образом младенец учится; этот процесс напоминает известный в академической психологии «метод проб и ошибок», подкрепляемый «поощрением и наказанием». Еще одним подкрепляющим фактором является то, что приятные для матери действия ребенка встречают ее поддержку, а потому ее предпочтения оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка. При подлинно материнском и нежном отношении она будет рада приветствовать практически любую деятельность своего малыша. Аффекты матери, ее удовольствие, ее собственные сознательные или бессознательные действия облегчают бесчисленные и самые разнообразные действия ее ребенка. Думаю, что основную поддержку в своей деятельности младенец испытывает не благодаря сознательным действиям матери, а скорее благодаря ее бессознательным установкам.

Эти установки проистекают из двух разных источников. Один из них можно назвать, используя удачное выражение, созданное в Хэмстедских яслях, «сектором контроля» . Этот сектор в целом обнаруживает тесную связь с требованиями материнского Сверх-Я. Другой сектор в значительной мере выражает притязания материнского Я-идеала. Об этой последней установке я и говорил, упоминая помощь, которую мать оказывает активности и развитию ребенка. Сектор контроля, как и предполагает его название, оказывает ограничительное влияние, тогда как сектор поддержки представляет собой освобождающую, поощряющую и прогрессивную силу.

Это разделение отнюдь не является жестким и строгим. Без сомнения, требования Сверх-Я также побуждают мать поощрять достижения ребенка; с другой стороны, требования Я-идеала заставляют мать отказывать ребенку в поощрении, если она не одобряет его действия. Однако в целом можно сказать, что если контроль ограничивает, то помощь поощряет ребенка. Хотя и помощь, и контроль необходимы для развития, то, в каком соотношении они применяются, зависит от врожденных свойств личности ребенка. Контроль и помощь, предоставленные ребенку извне, позволяют ему развить и установить собственные способы контроля, причем некоторые из них переходят затем в защитные механизмы. Механизмы контроля и защиты, развиваемые ребенком, являются неотъемлемым условием его превращения в социальное существо.

Однако, несмотря на эти оговорки, мы чересчур упростили ситуацию. Ни одна мать не представляет собой крайнего случая; в психической жизни не может быть черного и белого. До сих пор мы пытались описать противоположные тенденции, возникающие в
отношениях, которые устанавливает со своим ребенком «хорошая, нормальная мать».
Однако существуют также матери, у которых отклонения в личности могут оказывать патологическое влияние на развитие их детей. В дальнейших главах нам представится случай поговорить о подобных нарушениях в структуре материнского характера и в особенности об их патологических аспектах.

Возвращаясь к «нормальным и хорошим» отношениям между матерью и ребенком, не следует забывать, что не только мать оказывает воздействие на ребенка, но и ребенок — на мать. Как указывалось выше, само существование, само присутствие матери уже вызывает у ребенка реакцию. Однако точно так же существование и присутствие ребенка вызывает ответную реакцию у матери.

Значительная часть этих реакций не совпадает с распространенным образом матери. Психоаналитикам хорошо известна борьба, усилия, тревоги, сопряженные с попыткой контролировать детское поведение, желания и фантазии. Ребенок должен превозмочь все это, чтобы его приняло общество. Наблюдаемое детское поведение реактивирует у матери исполненные чувством вины и в то же время приятные фантазии, с которыми ей приходилось справляться.

Работая в приюте, где за младенцами ухаживали католические сестры милосердия, я с интересом воспринял возмущенное восклицание одной из нянечек, которая, пеленая ребенка, застала его в момент эрекции: «Вы только поглядите на этого поросенка!» Я безошибочно отметил оттенок веселья в ее негодующем тоне. Вовсе не являясь невинным в том смысле, в каком это слово употребляют взрослые, ребенок дает свободный выход своим влечениям, независимо от того, приемлемы они с социальной точки зрения или нет. Это относится к сексуальности и агрессии, к оральному поведению точно так же, как и к анальному. Поэтому пресловутая «невинность детства» означает просто-напросто отрицание фактов. Мы пытаемся отрицать, что наблюдение за действиями ребенка означает определенное напряжение для нашего Сверх-Я, поскольку для взрослых путь к инстинктивной свободе младенчества запретен и опасен.

Из этого следует, что мать должна защищаться от соблазнов, которые предлагает ей собственный младенец. Отношения с ребенком мобилизуют в матери весь арсенал средств, изобретенных защитными механизмами; она будет отрицать, смещать, обращать в противоположность, не замечать, вытеснять, и соответственно будет меняться ее поведение в ответ на «невинные» действия младенца. В процессе этого мать сознательно или бессознательно хитрит и изворачивается, говорит одно, а поступает по-другому и приходит в итоге к столь знакомой школьникам формуле: «Поступай, как я говорю, а не как делаю».

Один из наиболее эффективных способов осуществления подобного контроля состоит в постоянной озабоченности по поводу «опасностей», повсюду подстерегающих дитя. Она может принимать разные формы, вербальные или невербальные, избегания, запрета, гиперопеки и многие другие, когда мать оправдывает себя утверждением, что «все это для блага ребенка». Начинается это с борьбы против сосания большого пальца и достигает кульминации в невероятном разнообразии санкций, обрушивающихся на ребенка при попытке мастурбации (Spitz, 1952), и в стремлении отсрочить начало половых отношений.
В фильме «Формирование личности» (1953с) я продемонстрировал десять примеров материнского влияния на развитие. Я выбрал простые и наглядные примеры, которые MOJKHO было бы представить средствами кино. Тем не менее они все же передают неуловимый аромат отношений матери и ребенка, раскрывают некоторые из путей и способов, с помощью которых подобное влияние формирует и преобразует развивающуюся личность ребенка.

Теперь мы перейдем к анализу элементов, которые не сразу обнаруживаются внутри процесса формирования (я назвал его формовкой) (Spitz 1954). Этот процесс состоит из ряда взаимодействий между двумя партнерами, матерью и ребенком, чье влияние друг на друга носит взаимный и циклический характер. Некоторые авторы назвали эти взаимодействия трансакциями внутри системы мать - дитя. Фрейд (1921) назвал эту пару «массой из двоих», я ради краткости применяю термин «диада». Отношения внутри диады являются крайне специфическими, как видно уже из множества терминов, которые подбирали для определения этих отношений разные исследователи. В определенной степени эти отношения изолируются от внешнего мира и поддерживаются благодаря исключительно сильным аффективным узам. Если французский философ окрестил любовь «эгоизмом двоих», то стократ вернее было бы применить это определение к отношениям матери и ребенка.

События внутри диады остаются пока малопонятными. Например, как нам объяснить ясновидение, помогающее хорошей матери распознать нужды своего ребенка, угадать, что означает его крик и что — лепетанье? Мы говорим о материнской интуиции, о материнском уме, наконец, о материнском опыте, но по существу нам мало известно о том, что происходит с самой матерью. Мы обнаруживаем повышенную бдительность и чувствительность, наилучшим примером которой, пожалуй, служит то, что Фрейд (1900) назвал «сном кормилицы»: мать может спокойно спать под грохот электричек метро, но мгновенно просыпается, услышав самый тихий писк своего младенца. Приходится предположить, что здесь имеет место сильнейший избирательный процесс идентификации; но это утверждение вряд ли поможет нам даже классифицировать данное явление и лишь дальнейшее исследование позволит выявить детали и дать им объяснение.

Наряду с материнской способностью к эмпатии мы обнаруживаем и у младенца способность улавливать настроение матери, ее осознанные и бессознательные желания. Как нам объяснить то, что происходит с ребенком? Ведь если он и в самом деле изменяется в соответствии с желаниями матери, то должен сперва их постичь. Он и в самом деле их постигает, потому что очевидно, что коммуникационный канал, соединяющий ребенка с матерью, соединяет также и мать с ребенком. Наша задача состоит в том, чтобы исследовать эту коммуникацию. Что такое коммуникация? Любое ощутимое изменение поведения, намеренное или ненамеренное, направленное либо ненаправленное, с помощью которого один человек или несколько людей могут воздействовать на восприятие, чувства, мысли или поступки одного человека или нескольких людей, независимо от того, предполагается подобное влияние или нет (Spitz, 1954).

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru