Предыдущее посещение: Текущее время: 25 июн 2019, 04:28




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Взаимоотношения матери и ребенка
СообщениеДобавлено: 16 мар 2010, 18:22 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
С тех пор как психология Я стала предметом психоаналитического исследования, интерес все более сосредоточивался на либидинозном объекте. Концепцию выбора объекта Фрейд ввел намного раньше, еще в 1905 году в «Трех очерках по теории сексуальности». По-видимому, это единственный случай, когда он подробно обсуждал взаимоотношения между матерью и ребенком, между объектом и субъектом. Затем Фрейд лишь изредка затрагивал этот вопрос в последующих работах (тем не менее см. Freud, 1931). Всякий раз, когда он упоминает либидинозный объект, разговор в основном идет с точки зрения субъекта. Фрейд говорит об объектном катексисе, о выборе объекта, открытии объекта, то есть исключительно об объектных отношениях.

Мы же обратимся к взаимоотношениям матери и ребенка и попытаемся понять, как они складываются. Основываясь на непосредственном наблюдении детей и экспериментах с ними, мы представим наши находки и идеи, связанные с объектными отношениями, их зарождением, развитием, стадиями и определенными аномалиями. Мы хотели бы также осветить вопрос о том, каким образом эти отношения обеспечивают выживание и каким образом они служат развитию психической и соматической стороны личности.

В первый год жизни основные усилия направлены на выживание, а также на формирование и развитие адаптационных механизмов, служащих этой цели. Фрейд вновь и вновь напоминает нам, что в этот период жизни ребенок полностью беспомощен, сам по себе он выжить не может. Мать должна компенсировать и предоставить ребенку то, чего ему недостает. Мать обеспечивает все потребности ребенка, и в результате возникает дополнительное отношение, диада. В той мере, в какой в первый год жизни успевают развиться собственные способности ребенка, он достигает независимости от своего окружения. Этот процесс, очевидно, происходит как в соматической, так и в психологической сфере личности младенца. В нашем исследовании будет рассмотрена преимущественно последняя сфера, мы покажем, до какой степени рост и развитие психологической стороны личности зависят от создания и последовательного развития объектных, то есть социальных отношений, которые приобретают все большее значение.
При организации исследования и интерпретации своих открытий я опирался на ряд психоаналитических предпосылок. Однако прежде чем перейти к их подробному обсуждению, я хотел бы определить свою позицию по отношению к некоторым спорным воззрениям на психологические особенности новорожденного, в настоящее время получившие распространение в определенных психологических и психоаналитических кругах. Моя теория полностью основана на концепции Фрейда, представляющей новорожденного в качестве психологически недифференцированного организма, появляющегося на свет с врожденными качествами и определенными предрасположенностями. Этот организм поначалу лишен сознания, восприятия, ощущения 1 и всех прочих психологических функций, как сознательных, так и бессознательных. Эту точку зрения разделяют большинство ученых, исследовавших новорожденных посредством прямого наблюдения или эксперимента. Поэтому я решил воздержаться от каких-либо гипотез, предполагающих наличие интрапсихических процессов у ребенка уже с момента рождения. Я рассматриваю новорожденного в качестве недифференцированного целого (это затрагивает многие аспекты). Различные функции, структуры и даже инстинктивные влечения постепенно дифференцируются из этого целого. Дифференциация начинается в результате двух различных процессов. Вслед за Гартманном, Крисом и Лёвенштейном (1946) мы назовем один их этих процессов созреванием, а второй — развитием, проведя между ними следующее разграничение:
Созревание: развертывание филогенетических данных и, следовательно, врожденных функций вида, которые проявляются в ходе эмбрионального развития или же после рождения в качестве предпосылок и обнаруживаются на более поздних стадиях жизни.
Развитие: появление форм, функций, способов поведения, возникающих в результате взаимодействия между организмом, с одной стороны, и внешней или внутренней средой — с другой. Этот процесс часто называют «ростом», однако мы не станем использовать данный термин, чтобы избежать путаницы.

Из постулата о недифференцированном состоянии новорожденного вытекает, что в момент рождения Я не существует — во всяком случае, в общеупотребительном значении этого термина. Это особо отмечалось Фрейдом в работе «Я и Оно» (Freud, 1923). Очевидно, еще меньше права у нас говорить о наличии в момент рождения Сверх-Я или эдипова комплекса. Подобным же образом отсутствуют и символизм, и символическое мышление, а потому символические (психоаналитические) интерпретации не применимы. Символы более или менее связаны с речью, а ее на всем протяжении первого года жизни не существует. Отсутствуют также и защитные механизмы, по крайней мере, в том смысле, в каком мы применяем этот термин в специальной литературе. Мы можем выявить лишь следы их прототипов, причем не столько в физиологической, сколько в психологической форме. Эти психологические прототипы служат основанием, на котором постепенно разовьется психическая структура совершенно иной природы (Freud 1926a; Spitz 1958, 1959, 1961).

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru