Форум психологической помощи, психологический форум http://psystatus.ru/forum/ |
|
Пограничный тип характера: организация личности, диагностика http://psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=40&t=8321 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Александр Григорьевич [ 06 май 2017, 00:30 ] |
Заголовок сообщения: | Пограничный тип характера: организация личности, диагностика |
Пограничное расстройство характера (сокращённо: «ПРХ») Наряду с нарциссическим, параноидным, шизоидным, антисоциальным и другими типами характера, на уровне пограничной организации личности, присутствует часто встречающийся тип характера: пограничный. Попробуем с этим разобраться, чтоб избежать путаницы. Важно разделять термин «организация личности», в котором объединены такие составляющие, как темперамент, характер, идентичность, интеллект и морально-этические составляющие этого понятия, и, собственно характер, как внешне проявляющиеся формы поведения, стабильные паттерны взаимодействия человека с окружающим миром. Диагностические критерии пограничной организации личности касаются внутрипсихических процессов и учитывают, прежде всего, три понятия: идентичность, уровень психологических защит, тестирование реальности. Диагностика пограничного характера в соответствии с МКБ-10 основана на внешне наблюдаемых поведенческих признаках. То есть, важно понимать, что если у пациента нет импульсивного поведения, актов самоповреждения и нестабильного настроения, то он не должен автоматически исключаться из диагностической группы погранично организованных личностей до тех пор, пока мы не убедимся в наличии интегрированной идентичности, зрелости защит и стабильном контакте с реальностью. Ниже представлен краткий конспект, который, как мы надеемся, внесет ясность в вопросы диагностики пограничного расстройства характера и поможет нашим коллегам в практике. ![]() МКБ-10: F60.3 Эмоционально лабильное расстройство личности. Импульсивный и пограничный тип История изучения ПРХ 1895- З.Фрейд – Невроз vs Психоз, понятие психологических защит. 1926 - А. Фрейд – Эго функции в разрешении интрапсихического конфликта 1934 - Ф.Дейч – «условные личности». 1936 - А. Стерн предложил использовать понятие borderline для обозначения, специфической нозологической группы больных, у которых одновременно проявляются невротические симптомы наряду с эпизодичными психотическими. 1942-1952 - М. Кляйн – концепция «расщепления» и «проективной идентификации». 1957 - М. Стоун провел первое длительное клиническое и катамнестическое исследование borderline-синдрома. 1975 - О. Кернберг ввел понятие «диффузии идентичности». 1968 по 1980 - Дж. Гандерсон и др. – появляются критерии диагностики ПРЛ в DSMIII. 1975 - Диагноз «Пограничное расстройство личности» появляется в МКБ-9. Ранняя история ПРХ Фаза сепарации может пойти по неправильному пути 3 способами: - Ребёнок теряет / отрывается от своих матери / отца до 3-х летнего возраста. - Мать / отец холодные и незаинтересованные. - Мать / отец не разрешают выработать собственное «я» слишком близко держа от себя ребёнка или слишком его защищают. Родители боятся дифференциации. В первом случае ребёнок будет развивать страх перед отрывом и отвергнутостью. Во втором - может возникнуть страх перед непризнанием и перед тем, что его не видят. В третьем случае часто возникает страх быть «задушенным» или «поглощённым». Ни в одном из случаев ребёнок не сможет развить настоящую идентичность. (Elinor Greenberg) F60.3 Эмоционально лабильное расстройство личности. Критерии диагностики МКБ-10 F60.30 Импульсивный тип А. Должны выполняться общие критерии расстройства личности (F60). Б. Должны присутствовать минимум три признака из числа следующих, причем один из них должен быть №2): - Выраженная тенденция действовать неожиданно и не принимая в расчет последствия; - Выраженная тенденция к конфликтному поведению, особенно когда пытаются препятствовать импульсивным поступкам или пенять на них; - Склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью контролировать "поведенческие взрывы", являющиеся результатом этих эмоций; - Трудности в продолжении действий, которые не сулят немедленного вознаграждения; - Нестабильное и капризное настроение. ~ F60.31 Пограничный тип А. Должны выполняться общие критерии расстройства личности (F60). Б. Должны отмечаться минимум три из вышеперечисленных симптомов критерия Б для F60.30, и дополнительно два из следующих: - Расстройство и неопределенность образа Я, целеполагания и внутренних предпочтений (включая сексуальные); - Склонность вовлекаться в интенсивные и нестабильные взаимоотношения, которые часто приводят к эмоциональным кризисам; - Чрезмерные усилия избегать уединения; - Периодические угрозы и акты самоповреждения; - Хроническое чувство пустоты. DSM-IV критерии ПРХ Для диагностики необходимо наличие пяти или более из следующих признаков: 1) склонность прилагать чрезмерные усилия с целью избежать реальной или воображаемой участи быть покинутым; 2) склонность вовлекаться в интенсивные, напряженные и нестабильные взаимоотношения, характеризующиеся чередованием крайностей — идеализации и обесценивания; 3) расстройство идентичности: заметная и стойкая неустойчивость образа или чувства Я; импульсивность, проявляющаяся как минимум в двух сферах, которые предполагают: 1. Причинение себе вреда (например: трата денег, сексуальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, нарушение правил дорожного движения, чрезмерное переедание). 2. Рецидивирующее суицидальное поведение, намеки или угрозы самоубийства, акты самоповреждения; 4) аффективная неустойчивость, очень переменчивое настроение (например: периоды интенсивной дисфории, раздражительности или тревоги, обычно продолжающиеся в течение нескольких часов и лишь изредка несколько дней и больше); 5) постоянно испытываемое чувство опустошенности; 6) неадекватные проявления сильного гнева или трудности, связанные с необходимостью; контролировать чувство гнева (например, частые случаи проявления раздражительности, постоянный гнев, повторяющиеся драки); 7) преходящие вызываемые стрессом параноидные идеи или выраженные диссоциативные симптомы. MISERY: критерии ПРХ с точки зрения психотерапии (E.Greenberg, 1989) M (mother) - проблемы отделения от родительской фигуры I (identity) – проблемы идентичности S (splitting) – расщепление Е (Engulfment) – страх поглощения/заброшенности R (rage) – проблемы контейнирования аффектов гнева, ярости Y (yeaming) – тоска по идеальному другому Клиническая характеристика ПРХ (O. Kernberg, E.Greenberg et al.) ![]() - Данные клиенты показывают большое количество симптомов: часто комбинацию страхов, депрессий, импульсивного поведения и диссоциативного поведения. - У них история хаотичных взаимоотношений. Интимные взаимоотношения нарушены. Они часто чувствуют себя уязвлёнными, обиженными в своих взаимоотношениях и чувствуют себя жертвами. - Наличествует много деструктивных элементов: самобичевание, наркомания, самоубийство. - Для этих клиентов трудно описать других людей: они часто ограничиваются формальными данными, вроде профессии, возраста и тому подобными сведениями. - Эти клиенты часто оценивают все грани бытия как чёрное и белое: людей, то, что они хотят, свою работу. - Иногда описание действительности кажется искажённым. - Противоречивость характеристик других. - Они часто делают попытки быть тем, кем, как они думают. - Вы хотите, чтобы они были. - Отсутствие памяти, которая интегрирует феномены. - При этом они помнят определённые события, но более не помнят связанный с ними аффект: хорошо ли или плохо они себя при этом чувствовали, или эффект, который они произвели на другого своим поведением. - Идеализация и обесценивание терапевта. - Интенсивные и противоречивые контрпереносные реакции. - Нестабильность терапевтического альянса. Трансферентные характеристики ПРХ - Перенос – идеализация, обесценивание. Внимание к чужим границам и невнимание к своим. Нереалистичные ожидания от терапевта. - Контрперенос – интенсивные, противоречивые аффекты. Пустота, растерянность. Защитное отстраненние, разделенная грандиозность, родительская сверхвовлеченность. Основные принципы и задачи терапии ПРХ - Ясные временные границы, частота терапевтических сессий, телефонных звонков должны быть чётко определены с самого начала. - Удовлетворение потребности в отношениях с кем-то, кто считает их привлекательными, уникальными и ценит за это. - Разрешение на отделение и индивидуацию, чтобы возобновить рост. - Дать возможность опробовать новые типы поведения в безопасном поддерживающем окружении. - Эксперименты, которые инициирует терапевт, должны быть ясными и простыми и они должны быть направлены на действительность. - Помощь в осознании защит. - Поощрять вербализацию чувств, а не отыгрывание. - Уместность экспрессивных техник. - Стабилизация отношений с другими людьми. Источник |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |