Предыдущее посещение: Текущее время: 19 янв 2020, 18:19




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Клиент-центрированная терапия(по К. Роджерсу)- часть II
СообщениеДобавлено: 29 фев 2012, 02:20 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 716
Откуда: Украина
Клиент-центрированная терапия (по К. Роджерсу): Личность. Теория личности

Разработка теории личности никогда не была первоочередной задачей личностно-центрированных теоретиков. «Хотя теория личности возникла из нашего опыта клиент-центрированной терапии, любому, кто связан с этим направлением, вполне ясно, что это не наш главный фокус. В центре нашего интереса, - скорее, то, каким образом происходит изменение в человеческой личности. . . Нам кажутся более важными и разумными вопросы скорее о процессе личностного изменения, чем о причинах наличия личностных характеристик человека». (Rogers, 1959b) Личностно-центрированная теория личности выросла из опыта клиент-центрированной терапии, исследований и теории изменения личности (Holstock & Rogers, 1983). Поскольку теоретические концепции в данном случае вытекают из переживания как процесса, это скорее теория поля, чем генетическая теория, каковой является психоанализ. Значимые факторы - непосредственные отношения, как в электрическом поле.

Личностно-центрированная теория – это, прежде всего, теория условий, благодаря которым происходят изменения.

:roll: Основывается на цельном восприятии жизненного опыта личности (индивида), начиная с его младенчества, где главное место отводится изначально заложенному в человека стремлению к доброте («человек по природе добр») и совершенству, что выражается в понятии полноценно функционирующей личности.

:idea: «Полноценно функционирующая личность является синонимом оптимальной психологической приспособленности, оптимальной психологической зрелости, полной соответствия и открытости опыту... Поскольку некоторые из этих понятий звучат статично, как если бы такая личность «только что появилась», следует отметить, что все они характеризуют процесс становления такой личности. (Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person) возможна только как процесс, как постоянно изменяющийся человек». (Rogers, «Взгляд на психотерапию. Становление человека». 1959, р. 235).


Метафорой такого развития человека является образ дерева, которое, при нахождении в благоприятных условиях среды, имея достаточный доступ к источникам воды, солнечного света и тепла, произрастая на хорошем грунте и защищённом от суровых ветров месте – вырастает здоровым, цветущим и плодоносящим. И, наоборот, при недостатке благоприятных условий развития, заглушённое другой буйной растительностью, древо может быстро зачахнуть, так и не дав доброго плода…
Вложение:
Природы опереньем удивлён...jpg
1. Особенности младенца. Младенец воспринимает переживание как реальность; для него переживание и есть реальность. Младенец наделен врожденной склонностью к актуализации своего организма. Его поведение направляется целью, то есть направлено на удовлетворение потребности в актуализации во взаимодействии с воспринимаемой реальностью. В этом взаимодействии младенец ведет себя как организованное целое. Переживания оцениваются позитивно или же негативно через организмический оценивающий процесс на основании их вклада в поддержание тенденции к актуализации. Младенец стремится к позитивно оцениваемым переживаниям, избегая переживаний, оцениваемых негативно.

2. Развитие «Я». В результате тенденции к дифференциации (которая является аспектом тенденции к актуализации) часть переживаний индивида символизируются в сознании как самоощущение. Через взаимодействие со значимыми другими в окружении самоощущение приводит к Я-концепции, объекту восприятия в эмпирическом поле.

3. Потребность в позитивном отношении. С осознаванием собственного «Я», развивается потребность в позитивном отношении со стороны других людей. Удовлетворение этой потребности зависит от взаимодействия с эмпирическими полями (опытом) других. Взаимное удовлетворение проявляется при взаимодействии с людьми, которые удовлетворяют позитивное отношение индивида, когда индивид воспринимает себя как удовлетворяющего потребность другого. Позитивное отношение к индивиду значимого социального другого человека может быть более важно, чем собственный организмический оценивающий процесс.

4. Развитие потребности в самоуважении. Потребность в самоуважении развивается из ассоциации удовлетворения или фрустрации (блокирования) потребности в позитивном отношении с самоощущением. Переживание утраты позитивного отношения, таким образом, зависит от трансакций/-взаимодействия с любым социальным другим.

5. Развитие условий ценности. Самоуважение становится селективным, когда значимые другие разделяют самоощущения индивида, как на такие, которые более или менее заслуживают позитивного отношения. Оценка самоощущения, как более или менее заслуживающего самоуважения, и составляет условие ценности. Переживание одного лишь безусловного позитивного отношения препятствует развитию условий ценности и ведет к безусловному самоуважению, к конгруэнтности потребностей в позитивном отношении и самоуважении с организмической оценкой, а также к поддержанию Психологической адаптации.

6. Развитие неконгруэнтности между «Я» и опытом. Потребность в самоуважении ведет к селективному восприятию опыта с учетом условий ценности, так что переживания, согласующиеся с присущими индивиду условиями ценности, воспринимаются и точно символизируются в сознании, в то время как переживания, противоречащие условиям ценности, воспринимаются избирательно и искажённо или даже совсем не осознаются. Наличие самоощущений, не организованных в Я-структуру в символизированной форме, ведут к некоторой неконгруэнтности (несоответствию, разотождествлённости) между собственным «Я» и личным опытом, к повышенной ранимости, уязвимости и психологической дезадаптации (разновидность расстройства личности или Психического расстройства).
Вложение:
mask.gif

7. Развитие расхождений в поведении. Неконгруэнтность между «Я» и опытом ведёт к неконгруэнтности в поведении, так что некоторые виды поведения согласуются с Я-концепцией и точно представляются в сознании, в то время как другие актуализируют переживания организма, не ассимилированные в Я-структуру, следовательно, не осознаются или подвергаются искажению, чтобы стать конгруэнтными «Я».

8. Переживание угрозы и процесс защиты. Переживание, неконгруэнтное Я-структуре, подсознательно воспринимается как угрожающее. Если это переживание точно представлено в сознании, оно внесёт разногласия и вызовет состояние тревоги. Процесс защиты предотвращает это, приводя общее восприятие переживания в соответствие с Я-структурой и условиями ценности. Последствиями действия защитных механизмов являются ригидность в восприятии, неточное восприятие реальности, а также интенсионность.

9. Процесс распада и дезорганизации. В ситуации, когда значимое переживание говорит о наличии выраженной или существенной неконгруэнтности между «Я» и опытом, процесс защиты не может протекать успешно. Таким образом, тревога переживается с интенсивностью, зависящей от степени угрозы Я-структуре. Переживание точно осознаётся, в результате развивается состояние дезорганизации. Организм иногда поступает в соответствии с переживаниями, подвергшимися отрицанию или искажению, а иногда в соответствии с Я-концепцией, со всеми ее искажёнными или отвергнутыми переживаниями.

10. Процесс реинтеграции. Для увеличения конгруэнтности необходимо ослабление условий ценности и усиление безусловного самоуважения. Восприятие безусловного позитивного отношения значимого другого является одним из способов выполнения этих условий. Чтобы быть переданным, безусловное позитивное отношение должно существовать в контексте эмпатического (сопереживающего) понимания. Когда это отношение воспринимается индивидом, это ведет к ослаблению, или растворению, существующих условий ценности. За счёт этого усиливается собственное безусловное позитивное отношение индивида к себе, угроза снижается и развивается конгруэнтность. Человек становится менее восприимчивым к восприятию угрозы, менее склонным к защитной позиции, более конгруэнтным, усиливается его самоуважение и позитивное отношение к другим, возрастает психологическая адаптированность. Процесс организмического оценивания постепенно становится основой регуляции поведения, индивид приближается к полному функционированию. Психотерапия данной модальности, собственно, и заключается в создании таких условий и получении соответствующих результатов. (Хорошая жизнь глазами психотерапевта).
Вложение:
Образ дерева....jpg

Более полнокровная жизнь

:!: По выражению самого К. Роджерса: «Последнее, о чем я хотел бы упомянуть, – это то, что хорошая жизнь предполагает более широкий диапазон жизни, более яркий по сравнению с тем "суженным" существованием, которое ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса – значит быть вовлеченным в часто пугающие или удовлетворяющие нас переживания более восприимчивой жизни, имеющей более широкий диапазон и большее разнообразие. Мне кажется, что клиенты, которые значительно продвинулись в психотерапии, более тонко чувствуют боль, но им свойственно также более яркое чувство экстаза; они яснее чувствуют свой гнев, но то же можно сказать и о любви; они глубже ощущают свой страх, но то же происходит и с мужеством. И причина, по которой они могут жить более полнокровно, с большей амплитудой чувств, заключается в том, что они в глубине уверены в себе как надежных инструментах взаимодействия с жизнью.

Я думаю, вам становится понятным, почему такие выражения, как "счастье", "удовольствие", "блаженство", "удовлетворённость", не кажутся мне вполне подходящими для описания процесса, который я назвал "хорошей жизнью", хотя человек в ходе хорошей жизни время от времени и испытывает подобные чувства. Тут больше подошли бы такие прилагательные, как "обогащающий", "захватывающий", "вознаграждающий", "перспективный", "осмысленный". Я убежден, что хорошая жизнь – не для малодушных. Она связана с расширением и ростом своих возможностей. Чтобы полностью окунуться в поток жизни, необходимо мужество. Но более всего в человеке восхищает то, что, будучи свободен выбирать себе хорошую жизнь, он выбирает именно процесс становления»...


Консультация психолога в Украине

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru