Предыдущее посещение: Текущее время: 18 авг 2019, 06:44




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Клиент-центрированная терапия (по К. Роджерсу) - часть I
СообщениеДобавлено: 21 фев 2012, 14:24 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 710
Откуда: Украина
Клиент-центрированная терапия (по К. Роджерсу/- более современное и аутентичное методу название - Центрированная на личности психотерапия, тем не менее, подаю название более общеупотребительное).

:!: Относится к числу т.н. Перцептуально-феноменологических подходов, является преимущественно разговорным (коммуникативным) видом терапии, иначе называемой ещё как терапией отношений и терапией отношениями (человекоцентрированным подходом).

Клиент-центрированная психотерапия основана американским психологом Карлом Р. Роджерсом в 40-е годы XX века. В следующие десятилетия Роджерс создает клиническую практику, и развивает свою теорию эмпирического опыта. Роджерс становится одним из звёздных лидеров гуманистической психологии. Гуманистическая психология считается в мировом сообществе «третьей силой» в ряду с глубинной психологией и бихевиоризмом. Клиент-центрированная психотерапия в немецкоязычном сообществе, к примеру, стала принятой, благодаря прежде всего Рейнхарду Таушу (Reinhard Tausch), который ей дал имя «Разговорная / диалоговая психотерапия».

:? Чтобы лучше понять настоящий подход (модель, метод, модальность) в психотерапии, возникший во многом благодаря жизненному опыту его создателя, приведу здесь некоторые факты из биографии К. Роджерса, на основе которых составляющие Клиент-центрированной терапии, надеюсь, будут более доступны для нашего понимания.
Вложение:
Карл Роджерс. Клиентоцентрированная терапия.png
Подход к терапии, изначально называвшийся «недирективным», а теперь получивший название «клиент-центрированного», наилучшим образом представлен в произведениях его создателя, Карла Рэнсома Роджерса (1902-1987).

Роджерс получил степень бакалавра в Университете Вискосина в 1924 г., а степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете в 1928 и 1931 гг. соответственно. С 1928 по 1938 г. он работал психологом в Департаменте изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, был психологом в Рочестере, штат Нью-Йорк, а в 1931 г. стал руководителем Департамента. В 1939 г. Департамент становится Рочестерским Детским психолого-педагогическим центром (Guidance Center); Роджерс оставался его руководителем ещё год, а затем перешёл в Университет штата Огайо на должность профессора клинической психологии, где работал с 1940 по 1945 г. В период 1944-1945 гг. он работал руководителем консультативных служб в Объединенной службе организации досуга войск (USO).

=> В 1945 г. Роджерс стал профессором психологии и исполнительным секретарем Консультативного центра при Чикагском университете. Он уехал из Чикаго в 1957 г. и занял должность профессора психологии и психиатрии в Университете Висконсина. В 1962-1963 гг. он стал сотрудником Центра продвинутых исследований в области поведенческих наук в Стэнфорде, в 1964 г. стал работать в качестве постоянного сотрудника в Западном институте поведенческих наук (WBSI) в Ла-Джолла, штат Калифорния. В 1968 г. совместно с другими учеными принял участие в создании Центра по исследованию личности в Ла-Джолла, где и работал вплоть до своей смерти. Он был представителем по клинической психологии в Американском совете профессиональной психологии.

:roll: Роджерс является автором ряда книг: "The Clinical Галиматья of the Problem Child" (1939); "Counseling and Psychotherapy" (1942); "Client-centered Therapy" (1951); "On Becoming a Person" (1961a); "Freedom to Learn: A View of What Education Might Become" (1969, revised edition 1983); "Carl Rogers on Encounter Groups" (1970); "Becoming Partners: Marriage and its Alternatives" (1972); "Carl Rogers on Personal Power" (1977); "A Way of Being" (1980).

Он также стал соавтором (вместе со Стивенсом) книги "Person to Person" (1967). Он редактировал книги "Psychotherapy and Personality Change" (1954, совместно с Dymond); "The Therapeutic Relationship and Its Impact" (1967, совместно с Gendlin, Kiesler and Truax); "Man and the Science of Man" (1968, совместно с Coulson). В журнале "Person -Centered Review" (1986) была опубликована хронологическая библиография "Chronological Bibliography of the Works of Carl R. Rogers 1930-1985".

:arrow: В период работы в институте WBSI Роджерс включился в групповое движение и распространил свою теорию на группы встреч. Он также интересовался применением своей теории к обучению. Книга "Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives" (1972) стала результатом его разработок в области супружеских отношений. Публикация "Carl Rogers on Personal Power" (1977) способствовала распространению его теории на межличностные взаимоотношения в целом.

:!: В 1977 г. на съезде Американской психологической ассоциации в Сан-Франциско семидесятипятилетняя годовщина Роджерса была отмечена тремя программами специальных докладов. Его работа была отмечена Американской психологической ассоциацией, президентом которой он был в 1946 г., еще в 1956 г., когда Роджерсу была вручена одна из первых трех наград за заслуги перед наукой. В 1972 г. он получил первую награду за выдающийся профессиональный вклад. (Биография Роджерса была опубликована Киршенбаумом (1979)). Киршенбаум и Хендерсон были редакторами собрания сочинений Роджерса (1989а) и диалогов Роджерса с Полем Тиллихом, Б. Ф. Скиннером, Грегори Бейтсоном, Майклом Полани, Ролло Мэем и другими (1989b). Сравнительно недавно вышедший том из знаменитой серии «Ключевые фигуры в консультировании и психотерапии» (Key Figures in Counselling and Psychotherapy) был отдельно посвящен Роджерсу, его вкладу и влиянию (Thorne, 1992).

Изображение

=> Становление и развитие.

:roll: В период работы в Рочестере Роджерс ощутил неудовлетворенность общепринятыми подходами в психотерапии и занялся развитием собственного подхода. Традиционные, ориентированные на диагностику, проверку и интерпретацию методы себя не оправдывали. Собственный практический опыт в психотерапии нуждался в упорядочении. Взгляды Отто Ранка, привнесенные в работу рочестерской группы обучавшимися у него клиницистами, оказали сильное влияние на развитие психотерапевтических методов Роджерса.

Формирующиеся принципы терапии подвергались критическому осмыслению выпускниками факультета клинической психологии университета штата Огайо, при этом обнаружилось, что идеи Роджерса, неожиданно для него самого, не стали квинтэссенцией традиционных принципов, а положили начало новой оригинальной теории. Работа "Counseling and Psychotherapy" (Rogers, 1942) стала попыткой представить новый подход.

:arrow: Опыт преподавательской и исследовательской деятельности в университетах Огайо и Чикаго, а также непрерывная психотерапевтическая практика увенчались созданием роджерианского подхода, теоретических представлений о природе терапии и предварительной теории личности. В 1951 г. в книге "Клиент-центрированная терапия" (Client-centered Therapy, Rogers, 1951) были изложены основные концепции с их приложением к игровой терапии (в трактовке Элейн Дорфман), группо-центрированной психотерапии (в трактовке Николаса Хоббса), группо-центрированному лидерству и управлению (в трактовке Томаса Гордона), а также студент-центрированному обучению. Туда же вошла и теория личности и поведения. Позиция Роджерса развивалась и комментировалась во многих докладах и статьях, некоторые из них собраны под одной обложкой в книге "О становлении человека" (On Becoming a Person, Rogers, 1961a). Теория личности, пересмотренная и расширенная, была представлена в 1959 г. в книге «Психология: изучение науки» (Psychology: A Study of Science, Rogers, 1959).

В основе теоретических формулировок лежат некоторые базовые убеждения и установки (Rogers, 1959).

1. Исследование и теория направлены на удовлетворение потребности в упорядочении важного опыта.

2. Наука - это точное наблюдение и вдумчивое, творческое мышление на основе этого наблюдения, а не просто лабораторное исследование с использованием инструментов и вычислительной техники.

3. Наука начинается с общих наблюдений, грубых измерений и спекулятивных гипотез и развивается в сторону более точных гипотез и измерений.

4. Язык независимых-смешанных-зависимых переменных, вполне пригодный для продвинутых этапов научного исследования, неприменим на начальных и промежуточных этапах.

5. На ранних этапах исследования и создания теории более целесообразны индуктивные, а не гипотетически-дедуктивные методы.

6. Каждая теория предполагает большую или меньшую вероятность ошибки; теория лишь приближается к истине и требует постоянного изменения и модификации.

7. Истина едина, поэтому "всякая теория, выведенная из практически любого сегмента опыта, при соблюдении условий полноты и точности может быть продолжена до бесконечности, чтобы придать смысл любому другому аспекту опыта" (р. 191). Вместе с тем всякая ошибка в теории, спроектированная на удаленный аспект, может привести к ложным выводам.

8. Несмотря на возможное существование так называемой объективной истины, люди живут в своих собственных личных и субъективных мирах. «Таким образом, не существует Научных Знаний, это лишь индивидуальное восприятие того, что предстает перед каждым человеком в качестве таких знаний» (р. 192).

Философия и концепции.

:? Природа людей и отдельного человека

Общепринятая концепция гласит, что люди по природе своей отличаются иррациональностью, низкой социализацией, деструктивностью в отношении себя и других. С позиции клиент-центрированного подхода люди, напротив, по сути своей рациональны, социализированы, устремлены вперед и реалистичны (Rogers, 1961a, pp. 90-92, 194-195). Эта точка зрения сформировалась на основе терапевтического опыта, а не предшествовала ему. Антисоциальные эмоции, в частности ревность, враждебность и т. п., существуют и в полной мере проявляются в терапии, однако это не спонтанные импульсы, которые следует контролировать. Напротив, они являются реакциями на фрустрацию базовых влечений к любви, принадлежности, безопасности и т. д. Люди в основе своей готовы к сотрудничеству, конструктивны, достойны доверия, при отсутствии защитной реакции ведут себя позитивно, устремлены вперед. Следовательно, нет необходимости контролировать агрессивные, антисоциальные импульсы; потребности саморегулируются, уравновешивая друг друга. Потребность в любви или дружеском общении, например, уравновесит агрессивную реакцию или выраженную потребность в сексуальном общении, а также любые потребности, способные помешать удовлетворению других людей.

Как индивиды, люди обладают способностью к переживанию путем осознавания факторов психологической дезадаптации, а также обладают способностью и склонностью перемещаться от состояния дезадаптации к состоянию психологической адаптации. Эти способности и эта склонность будут реализованы во взаимоотношениях, обладающих характерными особенностями терапевтических отношений. Тенденция к адаптации есть не что иное, как тенденция к самоактуализации. Психотерапия, таким образом, служит высвобождению уже существующих у индивида способностей. С философской точки зрения, индивид "обладает способностью руководить собой, регулировать и контролировать себя, при существовании некоторых вполне определенных условий. Только в отсутствии этих условий, то есть далеко не всегда, возникает необходимость осуществлять внешний контроль" (Rogers, 1959, р. 221). Если человеку предоставлены разумные условия для роста, он станет конструктивно развивать свой потенциал, подобно тому как из семян вырастают плоды.

Философская ориентация психотерапевта

Базовая философия психотерапевта представлена установкой уважительного отношения к человеку, его способности и праву на самоопределение, а также к ценности и значимости каждого индивида (Rogers, 1951, pp. 20-22). Ориентация вытекает из этих концепций о человеческой природе.

Одной из его любимых цитат К. Роджерса была цитата великого кит¬айского философа VI в. до н. э., основателя даосизима Лао Цзы. Его слова стали как бы девизом роджерианской психотерапии.

«Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они сами заботятся о себе.
Когда я перестаю приказывать людям, они сами ведут себя правильно
Когда я удерживаюсь от проповедования людям, они сами ведут себя правильно
Когда я ничего не навязываю людям, они становятся самими собой».


:!: Определения конструктов

Теория терапии и личности использует ряд концепций, или конструктов. Ниже приводятся их краткие определения (Rogers, 1959, pp. 195-212).

Тенденция к актуализации. "Врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования".

Тенденция к самоактуализации. Проявление общей тенденции к актуализации "в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я»".

:? Опыт. Все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу; то же самое, что "эмпирическое поле" или "феноменальное поле" Комбса и Снигга (Combs & Snygg, 1959).

Переживать. Испытывать "влияние сенсорных или физиологических событий, которые происходят в данный момент".

Чувство, переживание чувства. "Эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом".

Осознание, символизация, сознание. Репрезентация некоей части переживаний.

Доступность для осознавания. Способность подвергаться свободному представлению в виде символов без отрицания или искажения.

Точная символизация. Потенциальное соответствие символизации в осознании результатам проверки представляемой в виде символов промежуточной гипотезы.

Воспринимать, восприятие. "Гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов". Восприятие и осознание синонимичны, в первом содержится акцент на действующем в данный момент стимуле. Восприятие есть осознавание стимулов.

Подпороговое восприятие. "Различение без осознавания".

:roll: Переживание себя. "Любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как «Я», "меня", "сам" или имеющее отношение к «Я»".

«Я», Я-концепция, Я-структура. "Организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик «Я» и восприятия взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями".

Идеальное «Я». "Я-концепция, которой индивид в наибольшей степени хотел бы соответствовать".

Несоответствие между «Я» и опытом. Расхождение между воспринимаемым «Я» и актуальным переживанием, сопровождаемое напряжением, внутренним замешательством, а также дезорганизованное или необъяснимое (то есть невротическое) поведение, вытекающее из конфликта между тенденциями к актуализации и самоактуализации.

Уязвимость. "Состояние несоответствия между «Я» и опытом" с акцентом на "потенциальном значении этого состояния для создания психологической дезорганизации".

Тревога. «С феноменологической точки зрения это состояние беспокойства или напряжения, причиной которого служит неизвестное. Во внешней системе координат тревога есть состояние, при котором несоответствие между Я-концепцией и общим опытом индивида приближается к осознаванию».

:mrgreen: Угроза. «Состояние, при котором переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтное с Я-структурой; внешняя точка зрения на такое явление, как тревога».

Психологическая дезадаптация. Состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между«Я» и переживанием; неконгруэнтность с социальной точки зрения.

Защита, защитная позиция. "Поведенческая реакция организма на угрозу, цель которой состоит в поддержании существующей структуры «Я».

Искажение при осознавании, отрицание осознавания. Отрицание или искажение переживания, не согласующегося с Я-концепцией, благодаря чему достигается цель защиты; защитные механизмы.

Интенсиональность. Характеристики поведения индивида, находящегося в защитном состоянии, в частности ригидность, сверхгенерализация, отход от реальности, абсолютная и безусловная оценка опыта и т. д.

:oops: Конгруэнтность, конгруэнтность «Я» и переживания. Состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции: интегрированное, целостное, подлинное.

Открытость опыту. Отсутствие угрозы; противоположность защитной позиции.

Психологическая адаптация. Полная конгруэнтность; полная открытость опыту.

Экстенсиональность. Дифференцированное восприятие, определяемое скорее фактами, чем концепциями, с осознаванием пространственно-временного положения фактов и разных уровней абстрагирования.

Зрелый, зрелость. Индивид является зрелым, «когда его восприятие реалистично и экстенсионально, он не склонен к защитной позиции, ощущает ответственность за свое отличие от других, несет ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании собственных ощущений, изменяет оценку опыта лишь основываясь на новом опыте, принимает других как уникальных, отличных от себя индивидов, ценит других»; поведение, демонстрируемое конгруэнтным индивидом.

Контакт. Минимальная основа отношений, при которых каждый из двух индивидов «вносит воспринимаемое или подсознательно воспринимаемое изменение в экспириенциальном поле другого».

;) Позитивное отношение. Восприятие некоего Я-переживания другого, которое создает позитивное изменение в своем эмпирическом поле, приводящее к ощущению теплоты, симпатии, уважения и принятия другого человека.

Потребность в позитивном отношении. Вторичная или выученная потребность в любви, расположении и т. п.

Безусловное позитивное отношение. Восприятие Я-переживания другого без различения большей или меньшей ценности; одобрение, принятие.

Комплекс отношений. "Все Я-переживания и их взаимоотношения, которые индивид связывает с позитивным отношением конкретного социального другого".

Позитивное самоуважение. "Позитивная установка к "Я", которая прямо не зависит от установок других".

Потребность в самоуважении. Вторичная или выученная потребность в позитивном самоуважении.

Безусловное самоуважение. Восприятие «Я», "при котором Я-переживания не разделяются на заслуживающие более или менее позитивного отношения".

Условия ценности. Оценивание индивидом своего опыта как позитивного или негативного "исключительно на основании... условий ценности, заимствованных от других, а не потому, что он поддерживает или ослабляет его собственный организм".

Локус оценки. Источник доказательства ценности, внутренний или внешний.

Организмический оценивающий процесс. «Постоянный процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения» - т.е., посредством целостного восприятия всех эмоциональных сигналов, проявляющихся на уровне чувств и ощущений происходящего в организме/-теле человека; критерием служит тенденция к актуализации.

Внутренняя система координат. «Вся сфера опыта, доступная для осознания индивидом в данный момент»; субъективный мир индивида.

Эмпатия. Состояние точного восприятия "внутренней системы координат другого вместе с эмоциональными компонентами и смыслами, как если бы человек встал на место другого, не утрачивая, однако, этого условия «как если бы»".

Внешняя система координат. Восприятие «исключительно с позиции своей собственной субъективной системы координат без эмпатии к наблюдаемому человеку или объекту».

=> P.S. Продолжение материала следует: смотрите Часть II

Консультация психолога в Украине

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru