Предыдущее посещение: Текущее время: 24 июл 2019, 08:00




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как сказать ребенку "нет"?
СообщениеДобавлено: 09 мар 2010, 19:19 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
Как ни важно младенчество для формирования основ активности и уверенности в себе, одним из сензитивных периодов развития этих качеств является ранний возраст. Особенность этого времени такова, что активность одновременно получает и сильный импульс, и тормоз в своем развитии. Действительно, с одной стороны, когда ребёнок начинает ходить, увеличивается поле проявления его активности. Он изучает окружающее пространство (в том числе и содержимое шкафов) так активно, что обычно их завязывают, плотно закрывают от него. А после того, как он научится залезать на стулья и диваны, последствия его активности бывают для взрослых просто катастрофическими. С другой — его активность получает первые серьезные ограничения. «Нельзя», — говорят родители ребенку, который не понимает, почему то, что доставляет ему удовольствие, к примеру, вываливать одежду из шкафов, не вызывает восторга у взрослых. Более того, любящие взрослые впервые в его жизни начинают на него сердиться и даже шлепать. И рука, через которую он, придя в этот мир, получал чувство покоя, безопасности в младенчестве, становится первым источником внешней агрессии.

Действительно, после года ребенок начинает осваивать окружающий мир, основой которого являются правила, нормы. Для взрослого естественно их выполнение, он знает, зачем они нужны, — «свободы не существует без необходимости». А ребенок этого совсем не понимает. Выполнение норм ему неудобно и неприятно. Например, гораздо удобнее писать в штанишки, когда захочется, чем терпеть, звать кого-то на помощь и писать туда, куда говорят взрослые. «А почему тогда раньше мне позволялось делать, что я хочу, и мои каки в подгузниках вызывали восторги у взрослых? Что изменилось, может быть, меня больше не любят?» — сказал бы ребенок, если бы умел говорить.

Но он еще не может озвучить свои чувства, а его речевое развитие не позволяет ему понять взрослых. «Если ты залезешь на стол, я тебя накажу», — может сказать мама полуторагодовалому сыну. А между тем он освоит придаточные предложения такого рода только после двух лет. Поэтому он яростно отстаивает свое младенческое всемогущество. Внешне это выглядит как истерики, капризы, слезы, хныканья или же отчаянное стремление добиться своей цели во что бы то ни стало.

Ганя, 1 г. 7 мес. Дочка все время норовит залезть куда-нибудь. Стоит встать со стула, мгновенно на пустое место залезает Ганя. Сегодня она придвинула к столу стул и уже собиралась туда залезть, но тут я вошла в комнату. Ганя сделала вид, что на стол она вовсе не собиралась и с хохотом уселась на стуле.

Аля, 1 г. 8 мес. Аля загоняет собаку под стул и пытается бить ее ногой. Я не разрешаю. Она подходит ко мне, своей рукой обхватывает мою ногу, тащит к стулу. Далее моей ногой старается достать до собаки.

Важно отметить, что после года меняется восприятие ребенком окружающего мира и восприятие малыша родителями. То он был маленький, трогательный, его так приятно было обнимать! А теперь он чего-то хочет, требует и временами далек от образа «вкусного» ребенка, как его раньше называли.

Как же быть? Жестко наказывать — мы подавим первые проявления воли ребенка, и тогда позже он не будет позволять себе хотеть, не сумеет мобилизовываться для достижения своих целей. Может быть, просто не обращать внимания? Тогда ребенок будет чувствовать себя ненужным. И чтобы защитить себя от разочарования, отстраниться от взрослых, начнет выстраивать «защитный забор» своего внутреннего мира. И что же делать?
Тогда как приучать к ограничениям без ущерба для подавления активности? Как не допустить того, чтобы дом был полностью разгромлен? Можно последовать совету известного английского детского психоаналитика Дональда Винникота. Для начала стоит снизить количество источников потенциальных требований ребенка (поднять вверх предметы, которые ребенку нельзя брать, завязать шкафы, не водить в магазины и, возможно, обходить их стороной; гулять в одежде, которую легко постирать). Одна мама рассказывала, что, гуляя в сквере, ее ребенок подбирал и ел окурки и какашки, тогда она стала брать на прогулку веничек, прогулка начиналась с подметания площадки, на которой предполагалось находиться.

Очень важно, чтобы свободная активность могла проявляться в тех действиях, которые ребенку обычно запрещают, но которые так интересны: залезть в сугробы, походить по лужам. Летом, особенно на даче, можно ходить без одежды, обливаться водой из тазика, который мама поставила на травку, бросать камешки...

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru