Предыдущее посещение: Текущее время: 24 окт 2019, 00:29




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Развитие у ребенка уверенности в себе
СообщениеДобавлено: 09 мар 2010, 19:14 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
Если активность появляется у ребенка еще во внутриутробном периоде и он проявляет ее с первых дней жизни, то чувство собственной ценности формируется при жизни. Оно начинает складываться именно в младенчестве. Главные факторы его образования — воздействие окружающих взрослых.

Первый из них — то, как взрослый держит ребенка на руках. Оказывается, держать ребенка можно по-разному — тепло и уверенно, напряженно и тревожно или же формально и бесстрастно. Действительно, малыш прекрасно отличает руки различных людей. У одних он быстро успокаивается, замирает, у других — беспокойно дергается, несмотря на то, что они ласково воркуют с ними. А на третьих он совсем не реагирует — что на руках, что в кровати — все равно.

Интересно задуматься о роли руки в жизни человека. Через нее он впервые знакомится с заботой внешнего мира. Она же является последним, что он ощущает при уходе из жизни. Это выяснили исследователи-геронтологи. А психологи доказали, что руки, а точнее, объятия матери (по совету терапевтов) используются для лечения аутичных детей.
И это не случайно. Именно руки взрослого, которые держат ребенка тепло и уверенно, впервые внушают ему чувство безопасности и его огромной ценности для окружающих. Поэтому не будем слушать любящих советчиков, которые говорят: «Не бери ребенка, к рукам приучишь». Такое приучение к рукам хотя и бывает иногда обременительным для матери, у которой нет помощников по уходу за малышом, но и приносит ему огромную пользу, дает возможность ощутить безопасность и любовь.

Следующий важный фактор, вносящий свой вклад в формирование у ребенка чувства собственной ценности, — наличие у окружающих взрослых так называемого эротизированного отношения к малышу. Оно проявляется в том, что ребенок вызывает у них восхищение всеми своими проявлениями. Как он спит и просыпается, потягиваясь, как сосет, как тужится, когда какает, наконец, — все в нем приводит взрослых в огромный восторг. А если появляются первые новые умения — перевернулся на животик, дотянулся до игрушки, — то взрослые наполняются гордостью за достижения малыша, не задумываясь ни на минуту, что все когда-то начинают переворачиваться, ползать, вставать. В этот момент никого другого не существует. А первые зубы?! Задолго до их появления ощупываются десны, рассматриваются всеми родственниками через увеличительное стекло. И, наконец, вот они. Конечно, ребенок чувствует такое отношение окружающих и еще не понимает, но чувствует свою ценность, значимость для них.

Однако ему необходимо не только восхищение взрослых. Ему нужно, чтобы взрослый получал удовольствие от контактов с ним. Если ему приятно ощущать головку малыша на своей руке, когда он засыпает, ласково прижимать к груди мягкое тельце проснувшегося малыша, ребенок будет ощущать свою ценность. Для него важно, чтобы взрослому нравилось играть с ребенком в «ку-ку» или делать ему «козу», купать или кормить.
А надо ли хвалить ребенка, говорить ему, какой он замечательный, какие у него ручки, ножки, ведь он еще не понимает речи? Да просто необходимо! Ведь он прекрасно улавливает интонацию взрослого, отлично считывает то внимание, которое на него направлено, поэтому не стоит скупиться на ласковые слова.

Попробую доказать это на примере имени ребенка. Он начинает реагировать на свое имя ближе к году, в то время как раньше оно, казалось бы, не имело для него никакого значения. Однако огромный объем любви взрослых ребенок получает через свое имя. Когда его ласкают, когда им восхищаются, то часто называют по имени. Поэтому отношение человека к своему имени впоследствии становится индикатором отношения к себе. Человек, которому нравится свое имя, как правило, осознает свою ценность, значимость. И, напротив, отрицающий свое имя, вероятнее всего, сам собой недоволен. Истоки гордости, удовлетворенности или же обратной ситуации, оказывается, лежат еще в младенчестве.

В связи с этим нужно особо оговорить ситуацию, когда основное время с ребенком проводит одна мама. Порой у нее не хватает сил на получение радости от общения с малышом. Или же она может быть огорчена чем-то своим, не имеющим отношения к ребенку. Очень важно, чтобы она держала этот процесс под контролем, находила бы способы отдохнуть, выспаться, чтобы малыш почувствовал — мама в восторге от него. К тому же восхищаться им могут и другие взрослые.

Алина, 6 мес. Когда к нам приходит баба Маша, она непрерывно воркует около девочки: «Ах, какая ты хорошенькая» и т.п. Заметила, что вечерами после ее посещений Алина становится очень «разговорчивой», непрерывно лепечет.

Иногда приходится спорить со взрослыми, которые могут одновременно кормить ребенка и смотреть телевизор, укачивать и играть в компьютер, разве кормление или укачивание от этого страдает? Нет, но страдает качество контакта. Ребенок не будет чувствовать в этот момент внимания взрослого, а значит, не получит ощущения собственной ценности, значимости для него.

Как же мы можем увидеть, есть ли у ребенка чувство собственной ценности? В младенчестве его заметить довольно трудно, возможно увидеть только отдельные моменты. Одно из них то, как ребенок просится на руки. Если он подползает к взрослому, останавливается перед ним и даже не всегда поднимает руки, потому что знает, что его «и так возьмут», то чувство самоценности уже появилось. Если он беспокойно хныкает, просится, чтобы его взяли или, наоборот, не проявляет интереса к рукам взрослого, вероятнее всего, что у ребенка сформировалось чувство собственной малозначимости для окружающих.

Младенчество является очень важным периодом для появления у ребенка чувства собственной ценности. Для того чтобы оно появилось, окружающие должны показывать, что они получают удовольствие от общения малышом.

Если ребенок не чувствует своей ценности для окружающих, то возможны два варианта его развития. Первый — ребенок постоянно «лезет» к окружающим детям и взрослым, обнимает и целует, нарушает их границы, привлекает внимание. Второй — становится незаметным, замыкается в себе. В обоих случаях нужно чаще ласкать малыша и позитивно оценивать все самые малые его достижения.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru