Предыдущее посещение: Текущее время: 09 апр 2020, 17:20




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Цифровое поколение информационного общества: взгляд изнутри
СообщениеДобавлено: 25 окт 2012, 00:41 

Зарегистрирован: 26 май 2010, 20:16
Сообщения: 723
Откуда: Украина
:idea: Тема, которая мной публикуется - думаю, будет актуальной для всех тех, кому интересно изучение контекста отношений «Родители и дети - Дети и представители старших поколений», а также кому свойственно стремление к самосовершенствованию, лучшему познанию самих себя и улучшению отношений как с детьми, так и с родителями/-старшими людьми.

Кроме того, казалось бы избитая тема "интернет-зависимости" здесь получает оригинальное развитие и рассматривается под иным углом зрения, что в понимании реалистичных событий и представлений о них в психологии приветствуется: мозаичность восприятия одного и того же факта даёт возможность его критичного осмысления, позволяет глубже проникнуть в сущность явления или проблемы...
______________________________________________________________________________________________________________________

Новые возможности и новые риски детей и подростков в информационном обществе.

Цифровой межпоколенческий разрыв и его последствия.

Взаимные заслуги детей и родителей по освоению цифрового пространства.

Каким рискам подвергаются дети и подростки в информационном обществе?

Каковы психологические особенности цифрового поколения?

Является ли интернет важной причиной проблем в детской и подростковой среде?

На эти и многие другие вопросы отвечает в рамках своей лекции доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени Ломоносова, директор Фонда Развития Интернета Галина Солдатова, которая провела в лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher семинар «Цифровое поколение России: взгляд изнутри». Привожу здесь содержание его сокращенной версии.
Вложение:
Soldatova.png
:? Что такое цифровое поколение сегодня? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители.

Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи. Сегодня такой страх связан с влиянием интернета.

Новые возможности – новые риски

В последнем исследовании мы выделили четыре основных блока рисков. Это контентные риски: порнография, ненавистнический контент, информация, связанная с наркотиками и суицидом. По статистике, с таким контентом сталкивается каждый второй ребенок. Это коммуникационные риски: в интернете детей подстерегают такие опасности, как кибербуллинг (травля и запугивание в сети), встречи с незнакомцами, нередко – сексуальные домогательства. Наконец, это риски, связанные с потреблением, и риск возникновения интернет-зависимости.

Другой тип мышления

Большинство исследователей приходит к выводу, что высшие психические функции, которые опосредуют и оформляют всю деятельность человека, трансформируются.

Изменяются мнемонические процессы.

Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.

Меняется интенсивность процессов запоминания.

Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас все записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.

Снижается уровень концентрации внимания.

Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!

Формируется клиповое сознание и мышление.
Восприятие мира становится другим.


Дети, которые много времени проводят за компьютером, лишаются определенных сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром, – они в меньшей степени воспринимают, например, запахи, прикосновения. Это очень серьезный момент.

Делать несколько дел одновременно – свойство детей цифрового поколения.

Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идет перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.

Цифровое слабоумие: правда или миф?

Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.

Кроме того, дети, которые много играют в компьютерные игры, отличаются повышенной социальной активностью. У них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения, улучшается визуальное внимание, которое позволяет обнаружить и идентифицировать в фоне цель, повышается склонность к разумному риску, тренируется последовательность и настойчивость в достижении цели.

Социальные сети – зло?

90% современной молодежи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-, десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти-десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше.

И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал. Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении.

Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.

Мы, исследователи, говорим о том, что у них расплывается понятие дружбы, но сразу же доказываем, что в социальном капитале слабые связи сейчас важнее. Чем больше у ребенка таких слабых связей, тем больше он получает информации и тем больше он имеет широкой диффузной поддержки, которая может «выстрелить» в самых разных областях.

Цифровой разрыв и его последствия

В России существует очень большой цифровой разрыв между поколениями. И чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее. Наши взрослые отстают от европейских взрослых, к большому сожалению. Наши дети не отстают в цифровом отношении, но очень сильно отстают в умении справляться с теми проблемами, с которыми они встречаются в интернете. Здесь, конечно, сказывается цифровой разрыв, потому что родители часто не могут помочь детям в этой сфере.

Цифровой разрыв – это серьезная проблема. Конфликт между поколениями носит и цифровой характер. Здесь возникает особая область взаимных услуг детей и родителей. Дети часто выступают посредниками в отношениях родителей с цифровым миром.
Вложение:
Мир наоборот... .png

Цифровые аборигены и цифровые иммигранты

Антрополог Маргарет Мид выявила особый тип культуры, так называемую префигуративную культуру. Она изучала эмигрантские семьи, которые прибывали в Штаты и пытались там адаптироваться. Чем отличалась эта префигуративная культура? Обычно опыт передается от старших к младшим. Этот тип культуры отличался тем, что взрослые учились не только у прошлых поколений, не только у своих ровесников, но и, в первую очередь, у своих детей. Именно дети были посредниками между ними и тем новым миром, в котором они оказались (и который необходимо осваивать для решения задач выживания в нём)*.

Если дети у нас – цифровые аборигены, то взрослые скорее цифровые иммигранты. Заслуга наших детей в том, что они ведут взрослых и сопровождают их в новом мире. Со стороны взрослых должны быть сделаны усилия, нужно учиться у детей, учиться вместе с ними. Очень важно, чтобы взаимные услуги в этом контексте смыкались.
__________________________________________________________________________________________________________________

P.S.: Со своей стороны хотел бы отметить следующие моменты.

1. Действительно, здесь даётся хороший рецепт того, как:

- становиться друзьями своих детей, преодолевая условности отведённой нам роли и стереотипов родительско-детских отношений;

- вместо отвержения запретами и недовольством увлечениями детей (они растут в мире и значении символов, во многом отличных от тех, в которых вырастали мы) - выступать в качестве союзников в освоении нового и для них, и для нас, взрослых, информационного пространства, чтобы научившись ориентироваться в нём - уметь конструктивным путём уберегать детей от тех опасностей, которые таятся в нём, переходя т.о. из роли ученика в роль внимательного и дружелюбно настроенного воспитателя;

- взамен дистанцирования от реальных потребностей и интересов детей - иметь возможность сближения и установления с ними тёплых отношений привязанности, взаимопонимания и сотрудничества.


2. Знаком «*» - обозначена моя литературная редакция текста.

Консультация психолога в Украине

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?



У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
Rambler's Top100
 
2006—2015 © PsyStatus.ru